Знаменитые архитекторы и дизайнеры. Стулья тонет


История венского стула - Михаэль Тонет

 (530x699, 114Kb)

В 1796 году в немецком городке Боппард на Рейне у кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах родился единственный сын Михаэль. Его обучили ремеслу столяра. В богатой лесами долине реки Рейн имелись хорошие экономические предпосылки для этого ремесла. Кроме того в близлежащем местечке Нойвид находилась всемирно известная столярная мастерская Давида Рентгена (1743-1807), успех которого также мог послужить стимулом для выбора этого ремесла.

 (439x699, 36Kb)

В 1815 году семью постигло горе: умерла Маргарете Тонет. Ответственность за семью, а также тяжелые экономические последствия наполеоновских войн побудили Франца Тонета в 1816 году выхлопотать освобождение своего сына от воинской повинности в прусской армии, для того чтобы он смог помочь отцу добывать средства к жизни.

 (360x699, 46Kb)

Уже через три года, в 1819 году, Михаэль Тонет оборудовал свою собственную мебельную мастерскую в Боппарде. В 1820 году он женился на Марии Грае. У Марии и Михаэла Тонет было 14 детей, 7 из них достигли взрослого возраста: две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков.

 (525x700, 38Kb)

Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые эксперименты - производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры.

 (525x700, 47Kb)

Гнутье древесины имеет давнюю традицию. Еще в 17 веке в Англии изготовлялись полукруглые спинки из гнутой древесины - стул «Windsor». Приблизительно в 1720 году И. Камберлэнд получил в Англии первый патент, за ним получили патент Х.Джэксон (1768) и Й.Видлер (1794). После 1800 года столяр-краснодеревщик Жан Йозеф Шапю начал изготавливать мебель из клеёных деревянных сегментов. В Бостоне американец Самуэль Грэгг 31 августа 1808 года подал заявку на патент стула «Elastic Chair», у которого рама спинки, сидение и передние ножки стула представляли собой единую конструкцию из гнутой цельной древесины.

 (600x670, 115Kb)

В кораблестроении и для производства карет также экспериментировали способы гнутья древесины. Брегенцский каретный мастер Мельхиор Финк разработал способ гнутья обода колеса из одного куска дерева,за который он в 1817 году получил привилегию (патент). Через девять лет, в 1826 году, англичанину Исааку Садженту удалось изготовить способом гнутья обод колеса, лестничные перила и оконные рамы из предварительно размягченной горячим водяным паром древесины. Приблизительно в 1830 году американец Эдвард Рейнольдс из Хэдденфилда в Нью-Джерси сконструировал гнутарные станки для изготовления обода колеса.

 (508x699, 73Kb)

Михаэль Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов.

 (543x600, 79Kb)

Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых «Стульев с боковым обрамлением», которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины.

 (699x351, 65Kb)

Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было скрыть различные способы производства. Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе.

 (699x543, 145Kb)

Для того чтобы обеспечить охрану прав на свой способ производства, в 1840 году в Пруссии Тонет подал заявку на патент, которая была все же отклонена из-за отсутствия достаточной степени новизны. Лишь вторая заявка на патент во Франции привела к успеху:в 1841 году он получил желанный сертификат.

 (550x699, 218Kb)

Со своими изделиями Тонет принял участие во многих выставках. Так в августе 1841 года он привез на выставку в Кобленц свои изделия. Счастливый случай привел к тому, что канцлер Австрии Клеменс князь фон Меттерних, уроженец Рейнской области, посетил выставку. Придя в восторг от мебели Тонета, он пригласил молодого мебельщика переехать из Боппарда в Вену, пообещав при этом ему свою поддержку.

 (600x634, 119Kb)

Тонет хорошо обдумал это приглашение. И лишь после проведения гессенской выставки ремесел в Майнце весной 1842 года он отправился вместе с ван Меертеном в Вену, для того чтобы продемонстрировать там свой принцип производства Объединению ремесленников Нижней Австрии.

 (521x699, 50Kb)

Однако там он отказался детально изложить свою технологию производства. Поэтому было принято решение,на основании которого ему отказали в выдаче патента. Однако это не меняло ситуации: к этому времени Михаэль Тонет имел 800 стульев и сам мог продемонстрировать свои образцы в Венском дворе.

 (699x542, 117Kb)

Долги, скопившиеся в связи с производством по выдаче патента, он не смог погасить. В мае 1842 года имущество Тонета в Боппарде вместе с партией мебели, предназначенной для императорского двора во Франкфурте, было конфисковано.

 (587x699, 140Kb)

Лишь 16 июля 1842 года Тонет получил от Имперско-королевской общей палаты привилегию: «Разрешается гнутье любого - даже самого хрупкого - сорта древесины химико-механическими способами, придавая им любые формы и закругления». Получив такое разрешение, Тонет вместе со своей семьей переезжает в Вену и начинает добывать средства к существованию.

 (699x457, 106Kb)

Так как финансовое положение не позволило ему наладить свое собственное производство, то он вместе со своими сыновьями нанялся к венскому фабриканту мебели Листу. Тонет изготавливал для Листа упрощенные варианты своих боппардских моделей в качестве так называемых «дешевых стульев». Предполагаемое деловое партнерство с Листом не сложилось. Позднее Лист отказался от продолжения своего дела по возрасту, он закрыл свою мастерскую.

 (455x698, 119Kb)

В Вене В 1840 году князь Алоис Йозеф II Лихтенштейн поручил английскому архитектору Петеру Хуберту Десвайгнесу заново оборудовать и обставить свой венский городской дворец, построенный итальянским архитектором Доменико Мартинелли приблизительно в 1700 году.

 (476x698, 115Kb)

Придерживаясь международных тенденций в этой области, венская художественная кустарная промышленность отошла от стиля бидермейера и обратилась к раннему историзму. В соответствии с духом времени Десвайгнес остановился на богатом орнаментами языке форм так называемого «второго рококо».

 (699x465, 110Kb)

Десвайгнес еще раньше обратил свое внимание на способ гнутья древесины Тонета и предложил ему и его сыновьям участвовать в оборудовании дворца на правах независимого партнера Карла Лейстлера. Результатом этого партнерства было изготовление паркета с роскошным декором по новой технологии гнутья.

  (689x600, 112Kb)

В это же время Михаэль Тонет спроектировал пять моделей стула, изготовленных оптимальным способом склеивания отдельных слоев. На этот раз он использовал не листы фанеры, а деревянные прутья, соединенные клеем в пучки так искусно, что кажущаяся монолитность материала позволяла достигать любые трехмерные закругления.

 (525x700, 189Kb)

Совместная работа над интерьером дворца длилась вплоть до 1847 года. Всё это время семья Тонета жила в доме Карла Лейстлера в Вене-Гум-пендорфе.

 (399x700, 89Kb)

После завершения работ по внутренней отделке помещений дворца в 1849 году Десвайгнес вернулся в Англию, а Лейстлер получил новый заказ - внутренняя отделка и оборудование владений Лихтенштейнеров в Айсгрубе. Он отверг предложение М.Тонета по организации совместного предприятия. На это Тонет расторгнул еще имевший силу договор о сотрудничестве.

 (699x491, 140Kb)

В мае 1849 года он оборудовал свою собственную мастерскую в Вене - Гумпендорфе, на улице Гауптштрассе 396. Здесь была спроектирована модель стула N 1 - продолжение проектов лихтенштейнских стульев. Спинка этого стула состояла из одной единственной петли.

 (404x698, 71Kb)

Эта модель была использована как так называемый «Шварценбергский стул» для оборудования Шварценбергского дворца, который был сооружен в 1700 году.

 (699x466, 86Kb)

Другой заказ был получен из кафе Даум, расположенного в центре Вены. Так называемый «стул кафе Даум» ознаменовал переход от розничных заказов к оптовым сделкам. 400 стульев этого типа были заказаны будапештской гостиницей «К королеве Англии».

 (287x698, 43Kb)

1 мая 1851 года в лондонском дворце Crystal Palace была открыта первая Всемирная выставка - обзор современных изделий, и прежде всего художественной кустарной промышленности. На ней, как и на последующих выставках 19 и 20 вв., были показаны технические новинки и новые разработки форм. Число посетителей выставки превысило все нормы - 6 миллионов человек за полгода.

 (699x386, 56Kb)

Уже летом 1850 года Тонет начал готовиться к этой выставке. Он представил на выставку 6 моделей стульев, 2 кресла,1 канапе, 2 стола,1 столик для шитья, а также 2 столика для чтения и 2 этажерки.Это были экземпляры дорогой роскошной мебели из палисандрового дерева с латунной отделкой.

 (525x700, 147Kb)

Выставленные экспонаты нашли большое признание как со стороны публики, так и со стороны критиков. Они были удостоены бронзовой медали. После закрытия выставки их приобрел архитектор Дисвайгнес, друг и покровитель Тонета, для своего поместия в Левисхэм.

 (525x700, 151Kb)

Для того чтобы обеспечить правовую охрану своего способа гнутья древесины и всех усовершенствований, примененных позднее в лихтенштейнских моделях, а также застраховать будущее своих потомков, 28 июля 1852 года Михаэл Тонет от имени своих сыновей Франца, Михаэля, Йозефа, Августа и еще несовершеннолетнего сына Якова подает прошение на предоставление ему новой привилегии.

 (521x698, 79Kb)

Его способ «придания древесине любой формы и любого изгиба в различных направлениях путём разрезания и последующего склеивания» был признан.

 (523x698, 91Kb)

В конце 1852 года М.Тонет открыл свой первый торговый филиал во дворце Palais Montenuovo в старой части Вены на улице Штраухгассе. Заказов было много, и поэтому к весне 1853 года мастерская в Гумпендорфе не могла больше удовлетворить всех запросов. Обстоятельства складывалисть благоприятно: венский художник в стиле бидермейер Фридрих Амерлин решил расстаться со своей мельницей Молларда, находившейся на улице Моллардгассе 173. В этом здании было достаточно места для жилых помещений, а в пристройках - для новой мастерской.

 (700x593, 144Kb)

Летом 1853 года в мастерской Ми-хаэля Тонета работало 42 человека. Через три года, после роспуска венского производства, 1856/57 гг. - уже 70. В конце года была пущена первая паровая машина.

 (697x216, 27Kb)

1 ноября 1853 года М.Тонет перевел свое предприятие на пятерых своих сыновей и назвал фирму «Братья Тонет». За собой он оставил общую торговую доверенность и исполнение обязанностей за своего несовершеннолетнего сына Якова.

 (387x699, 72Kb)

8 июля 1855 года Тонет наконец-то получил «простое промысловое свидетельство». С этого момента его производство мебели из гнутой древесины стало независимо от регламентации ремесленной гильдии столяров и патентно-правовых огра-ничений.

 (699x526, 115Kb)

50-е годы прошлого столетия были периодом расцвета фирмы. Она получила много наград. В 1854 году фирме «Братья Тонет» была вручена бронзовая медаль на «Всеобщей не мецкой промышленной выставке» за её программу мебели из гнутой древесины.

 (522x699, 133Kb)

Когда 15 мая 1855 года была открыта первая Всемирная выставка в Париже,в которой приняли участие 25.000 экспонентов, «Братья Тонет» представили на ней дорогую роскошную мебель и бытовую мебель из клееной древесины. На этот раз их модели завоевали серебряную медаль,

 (286x698, 48Kb)

Высокое общественное признание качества выразилось в растущем спросе на эти изделия у себя дома и за рубежом. В 1855 году были получены первые большие экспорт-ные заказы из Южной Америки.

 (700x447, 87Kb)

Успех Тонета и экономический подъем фирмы вызывал зависть в кругах венских столяров - конкурентов Тонета. Поводом для разногласий были использованы некоторые правовые аспекты работы фирмы «Братья Тонет».

 (532x699, 52Kb)

Будучи иностранцем в Вене, М.Тонет не имел положения буржуазного ремесленника, а до 1855 года у него не было промыслового свидетельства. К этому надо добавить и то, что некоторые венские столяры, такие как Йозеф Нейгер, Йоханн Вейс и Йоханн Куколь, также проводили эксперименты по технологии склеивания листов фанеры.

 (482x698, 46Kb)

Конкуренты Тонета сплотились для того, чтобы опротестовать привилегию 1852 года на основании «отсутствия новизны» и обвинить Тонета в «нарушениях устава о промыслах». Сегодня можно легко доказать то, что «авторское право» на технологию остается за Тонетом и что конкурирующие фирмы лишь имитировали его технологический принцип, его формы, даже дизайн его печатной продукции.

 (477x698, 201Kb)

Однако Тонета мало волновала растущая конкуренция в Вене. Так как в Вену его пригласил бывший канцлер князь Меттерних, а местная знать была среди его заказчиков, он был полностью убежден в протекции двора и административных кругов.

 (487x699, 110Kb)

Так 17 июня 1856 года М.Тонет и его сыновья получили по декрету регента Нижней Австрии австрийское гражданство, а 7 ноября 1857 года фирме «Братья Тонет» было предоставлено право на производство мебели, паркета и других изделий из древесины.

 (488x699, 104Kb)

Вот уже некоторое время Тонет носился с мыслью о том, чтобы покинуть Вену. В городе не было ни сырья, необходимого для производства, ни рабочих, требующихся для растущих потребностей фирмы.

 (497x698, 93Kb)

Весной 1856 года Тонет отправился в Коричан/Моравия для организации первой фабрики. Здесь было достаточно рабочих, познавших прединдустриальные процессы производства на фабриках по производству фарфора и стекла, которые хотя и не были знакомы с произ-водством мебели, но имели больше желание работать.

  (700x460, 107Kb)

В период с 1856-58 гг. постепенно закрывается венская мастерская на мельнице Моллард. «Братья Тонет» переехали со всем своим мебельным магазином в Леопольдштадт. В доме было достаточно места для жилых помещений и оборудования нового репрезентативного торгового филиала.

 (522x699, 79Kb)

К тому периоду времени изготовлением мебели из гнутой клееной многослойной древесины успешно занимался Йозеф Нейгер. Благополучный исход обжалования привилегии 1852 года подстегнул Тонета 10 июля 1856 года подать ходатайство с целью получения привилегии на «изготовление кресел и ножек столов из гнутой древесины, предварительно распаренной водяным паром или вымочен-ной в кипящей жидкости».

 (699x477, 94Kb)

Тем самым Тонет на два шага продвинулся в будущее: с одной стороны, был защищен не только способ производства, но и прежде всего его применение в мебельной промышленности. С другой стороны, он заявил о том, что в его распоряжении имеются технические предпосылки для гнутья цельной древесины. Общий объем продукции за 1857 год составил уже 10.000 предметов мебели из гнутой древесины.

 (467x699, 74Kb)

В конце 50-х гг. прошлого века Тонет запустил в серийное производство 14-ю по счету модель стула, самую простую и безупречную. Стул # 14 стал наиболее популярным, известным и массовым. Именно от него и пошло название "венский стул" и представление о венской мебели вообще.

 (656x600, 53Kb)

Эта мебель собиралась с помощью винтиков без использования сильного клея.

 (600x674, 109Kb)

Ящик, в который упаковывались три дюжины демонтированных стульев, занимал объем 1 куб. м (именно в таком виде они доставлялись и в российские магазины). Число деталей стула # 14 было сведено к минимуму - к шести, конструкция доведена до совершенства.

 (700x434, 91Kb)

Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни один предмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания.

 (700x569, 122Kb)

Со дня изобретения венского стула его производство не прекращалось (сейчас эта модель производится под # 214). Помимо 22 моделей стульев были созданы кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики и целые мебельные гарнитуры, садовая, детская и игрушечная мебель, сани, лыжи, теннисные ракетки и прочее. И даже специальные стулья с высокими сиденьями для крупье в казино.

 (441x700, 52Kb)

В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год. Производство серийных моделей осуществляется при самом незначительном расходе материала и незначительных затратах на монтаж. Основные качества этой модели характерны для оптимального индустриального производства мебели из гнутой древесины.

 (699x395, 24Kb)

 В 1859 году «Братья Тонет» отдали напечатать первую рекламную информацию; в ней были представлены 26 различных серийных моделей из гнутой древесины. Наряду с публикацией объявлений и участием в выставках такая информация стала решающим инструментом маркетинга.

 (699x466, 80Kb)

В ассортимент товаров фирмы входили следующие изделия: различные модели стульев, кресла, канапе и столы. В последующий год на фабрике был спроектирован и изготовлен новый тип мебели, а именно - первое кресло-качалка, зарегистрированное позднее как модель N 1.

 (534x591, 55Kb)

К этому времени на фабрике было занято уже 300 рабочих, которые производили приблизительно 50.000 предметов мебели в год.

В 1861 году М.Тонет поехал со своим сыном Августом в Бистрицу, для того чтобы начать там строительство своей второй фабрики. Она была сдана в эксплуатацию в 1862 году. В Бистрице изготавливалась прежде всего серийная модель N 14 и паркет. Август Тонет сконструировал здесь в этом же году станок для гнутья ободов ножек стульев. В общем и целом на фабрику в Бистрице возлагалась задача по разработке новых моделей для серийного производства.

 (482x698, 75Kb)

В 1865 году фирма скупила лесные угодья Грос-Угруч в Венгрии и начала строительство другой фабрики по производству мебели из гнутой древесины. Как и в Коричане фабрика начала работу с производства полуфабрикатов. Лишь в 1867 году она перешла на комплексное производство мебели.

В 1868 году в Халленкау была построена фабрика с филиалом во Всетине, которая была сдана в эксплуатацию в 1869 году. И здесь сначала производились лишь полуфабрикаты. В 1872 году фабрика во Всетине была запущена на полную мощность, начали строиться дома для рабочих, и к 1890 году фирма То-нет приобрела власть во Всетине.

 (699x462, 78Kb)

2 февраля 1873 года во время пожара была разрушена фабрика Тонета в Бистрице. Во избежание подобных ситуаций в будущем была создана фабричная пожарная команда. При активном участии и энтузиазме рабочим удалось в течение года восстановить фабрику. Появились новые производственные линии фабрики, жилые дома для рабочих и жилой дом для семей Августа и Якова Тонет. 

 (700x461, 68Kb)

Карл, старший сын Августа, в 1890 году взял на себя руководство фабрикой в Бистрице. В 1880 году в Ново-Радомске, «русская Польша», была сооружена четвертая фабрика, которая была сдана в эксплуатацию в 1881 году. Для того чтобы избежать высокой ввозной пошлины в Россию, она служила прежде всего для завер-шающего монтажа мебели из гнутой древесины для русского рынка.

В 1889 году в гессенском Франкен-берге была сооружена фабрика с филиалом в Аллендорфе - до сих пор последнее фабричное сооружение. Также и в этом случае поводом для переезда были богатые леса в этом районе. 

 (700x576, 53Kb)

Вследствие интенсивного производства в конце прошлого столетия начали истощаться запась древесины в восточных областях. Квалифицированные рабочие из Моравии переехали в Гессен для обучения франкенбергских рабочих этому ремеслу.

 (382x699, 57Kb)

В 1862 году, год основания второй фабрики Тонета в Бистрице, в Лондоне проводилась вторая Всемирная выставка, в которой приняли участие 29.000 экспонентов и котороую посетили 6 миллионов человек. Впервые в международном масштабе «Братья Тонет» продемонстрировали широкий ассортимент мебели из цельной древесины и получили бронзовую медаль.

Выставленные типы мебели - мебель для сидения и столы - соответствовали тенденции, представленной в каталожном листке 1859 года. Эта мебель изготавливалась по массовым заказам для общественных помещений, таких как кафе, рестораны, залы ожидания или конторы. Для фирмы недорогостоящая мебель из гнутой древесины составляла самый большой объем сбыта.

  (645x600, 131Kb)

В 1866 году вышел второй каталожный листок с 70 моделями мебели из гнутой древесины. Дополнительно здесь была представлена мебель для сидения с ободком для стабилизации ножек, кресло-качалка, специальная мебель для контор, детская мебель и туалетный столик.

В 1862 году в Лондоне по адресу 16 Ладгейт Хилл был открыт дополнительно к венскому торговому филиалу первый торговый филиал за границей. Вскоре после него появи-лись такие филиалы в Париже, Бер-лине, Гамбурге, Роттердаме и Брно. Всемирная выставка в Париже/ 1867 год (60.000 экспонентов и 11 миллионов посетителей) принесла «Братьям Тонет» большой успех. 

 (352x698, 52Kb)

Наряду с изделиями серийного производства фирма впервые выставила здесь гарнитур мягкой мебели для салонов, а гвоздем программы был демонстрационный стул, который спроектировал Август Тонет.

 (453x699, 66Kb)

Конструкция этого стула состояла лишь из двух длинных несколько раз переплетённых прутьев из гнутой древесины.

На этот раз жюри присудило ему золотую медаль.

 (504x698, 50Kb)

В 1871 году Михаэл Тонет умер.Бразды правления предприятием перешли сыновьям.

Стулья Тонета становятся «товарами массового промышленного производства». Дешевые, изготовленные из цельногнутых элементов, стулья быстро завоевывают европейский рынок. Некоторые из сложившихся в это время простых, пригодных для массового производства форм стульев предвосхитили начинания, предпринятые в этом направлении мебельной промышленностью XX века. Стоимость одного стула составляла около трех австрийских форинтов, а количество реализованных изделий достигло сорока миллионов штук.

  (650x627, 222Kb)

Большим спросом пользовалось и другое изделие, производство которого было налажено в 1860 году: кресло-качалка. Ежегодно выпускали сто тысяч таких кресел.

Во второй половине XIX века в условиях полного засилья эклектики мебель Тонета стала своего рода маяком, указывавшим дорогу в будущее.

http://restotel.ru/vien.html 

Все фотографии собраны на разных сайтах в сети 

 (494x600, 90Kb)

Взято отсюда http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post113531792/

sensible23.livejournal.com

Michael Thonet. Михаэль Тонет | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Michael Thonet. Михаэль Тонет
Модель № 14. «Братья Тонет»
Модель № 14. «Братья Тонет», 1859 г. 90х42х41. Из цельной древесины. Стул состоит из шести сегментов. Спинка сделана из двух концентрично гнутых деревянных прутьев с навинченной внутренней спинкой. Плетеное сиденье с обрамлением из цельной древесины. «Демонстрационный ящик» объёмом 1 кубометр содержит 36 стульев модели № 14
Модель № 14. «Братья Тонет»

Михаэль Тонет (Michael Thonet) — отец-основатель промышленного дизайна. Именно ему и стилю бидермайер европейский дизайн обязан за первые образцы серийной мебели для обывателей. Впервые технологии, использовавшиеся для наполнения аристократического интерьера оказались доступны для среднего класса, а фирма «Братья Тонет» (GEBRÜDER THONET) стала прототипом успеха в промышленном дизайне. Успех был настолько грандиозен, а продукт настолько продуман, что продукция компании «Братья Тонет» держится на рынке более 150 лет,  стала синонимом понятия «венская мебель» и производится в первоначальном виде по сей день.

 

Компания «Братья Тонет» стала генератором идей и качества и стала популяризатором лучших проектов австрийских и общеевропейских мастеров. В линейке «Классика», помимо «семейных рецептов» представлены Марсель Брёйер (Marcel Lajos Breuer), Мисс Ван дер Роэ (Mies van der Rohe), Anton Lorenz, Mart Stam.

 

Работы Тонета были признаны величайшими деятелями искусства. Огюст Ренуар нарисовал кресло-качалку Тонета в 1883. Тулуз Лотрек, художник эпохи ар нуво, использовал мебель Тонета на заднем плане многих из своих работ. У Пабло Пикассо в студии стояла мебель Тонета. Наконец, швейцарский архитектор модернист Ле Корбюзье широко использовал мебель Тонета в своих ранних проектах, заявляя, что они являются воплощением современных концепций экономичности, долговечности и прочности. Во все времена мебель Тонета оставалась произведением искусства,  признанным широкими слоями населения.

 

Благодаря производству, открытому на территории «русской» Польши, «Братья Тонет» смогли производить мебель, не облагаемую пошлиной на ввоз в Россию, что позволило сделать её популярной для массового потребления в России. Вторая волна русского увлечения «венской мебелью» связана с периодом присутствия советских войск в странах Европы после Второй мировой войны – трофеи шли эшелонами и многие до сих пор могут сказать — «О, да это же тот самый стул, что стоит у бабушки!»

 

 

Начало

 

В 1796 году в немецком городке Боппард на Рейне у кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах родился единственный сын Михаэль. Его обучили ремеслу столяра-краснодеревщика. В богатой лесами долине реки Рейн имелись хорошие экономические предпосылки для этого ремесла. Кроме того, в близлежащем местечке Нойвид находилась всемирно известная столярная мастерская Давида Рентгена (1743-1807), успех которого также мог послужить стимулом для выбора этого ремесла.

 

В 1815 году умерла Маргарет Тонет. Ответственность за семью, а также тяжелые экономические последствия наполеоновских войн побудили Франца Тонета в 1816 году выхлопотать освобождение своего сына от воинской повинности в прусской армии, для того чтобы он смог помочь отцу добывать средства к жизни.

 

Уже через три года, в 1819 году, Михаэль Тонет оборудовал свою собственную мебельную мастерскую в Боппарде. В 1820 году он женился на Марии Грае. У Марии и Михаэла Тонет было 14 детей, 7 из них достигли взрослого возраста: две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков.

 

Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые эксперименты - производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры.  

 

 

История гнутой древесины

 

Гнутье древесины имеет давнюю традицию. Еще в 17 веке в Англии изготовлялись полукруглые спинки из гнутой древесины - стул «Windsor». Приблизительно в 1720 году И. Камберлэнд получил в Англии первый патент, за ним получили патент Х.Джэксон (1768) и Й.Видлер (1794). После 1800 года столяр-краснодеревщик Жан Йозеф Шапю начал изготавливать мебель из клеёных деревянных сегментов. В Бостоне американец Самуэль Грэгг 31 августа 1808 года подал заявку на патент стула «Elastic Chair», у которого рама спинки, сидение и передние ножки стула представляли собой единую конструкцию из гнутой цельной древесины.

 

В кораблестроении и для производства карет также экспериментировали способы гнутья древесины. Брегенцский каретный мастер Мельхиор Финк разработал способ гнутья обода колеса из одного куска дерева,за который он в 1817 году получил привилегию (патент). Через девять лет, в 1826 году, англичанину Исааку Садженту удалось изготовить способом гнутья обод колеса, лестничные перила и оконные рамы из предварительно размягченной горячим водяным паром древесины. Приблизительно в 1830 году американец Эдвард Рейнольдс из Хэдденфилда в Нью-Джерси сконструировал гнутарные станки для изготовления обода колеса.

 

Михаэль Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов.

 

Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых «Стульев с боковым обрамлением», которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины.

 

Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было скрыть неизбежные дефекты производства. Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе.

 

 

Первый патент и переезд в Вену

 

Для того чтобы обеспечить охрану прав на свой способ производства, в 1840 году в Пруссии Тонет подал заявку на патент, которая была все же отклонена из-за отсутствия достаточной степени новизны. Лишь вторая заявка на патент во Франции привела к успеху: в 1841 году он получил желанный сертификат.

 

Со своими изделиями Тонет принял участие во многих выставках. Так в августе 1841 года он привез на выставку в Кобленц свои изделия. Счастливый случай привел к тому, что канцлер Австрии Клеменс князь фон Меттерних, уроженец Рейнской области, посетил выставку. Придя в восторг от мебели Тонета, он пригласил молодого мебельщика переехать из Боппарда в Вену, пообещав при этом ему свою поддержку.

 

Тонет хорошо обдумал это приглашение. И лишь после проведения гессенской выставки ремесел в Майнце весной 1842 года он отправился вместе с ван Меертеном в Вену, для того чтобы продемонстрировать там свой принцип производства Объединению ремесленников Нижней Австрии. Однако там он отказался детально изложить свою технологию производства. Поэтому было принято решение, на основании которого ему отказали в выдаче патента. Однако это не меняло ситуации: к этому времени Михаэль Тонет имел 800 стульев и сам мог продемонстрировать свои образцы в Венском дворе. Долги, скопившиеся в связи с производством по выдаче патента, он не смог погасить. В мае 1842 года имущество Тонета в Боппарде вместе с партией мебели, предназначенной для императорского двора во Франкфурте, было конфисковано.

 

Лишь 16 июля 1842 года Тонет получил от Имперско-королевской общей палаты привилегию: «Разрешается гнутье любого — даже самого хрупкого — сорта древесины химико-механическими способами, придавая им любые формы и закругления». Получив такое разрешение, Тонет вместе со своей семьей переезжает в Вену и начинает добывать средства к существованию.

 

Так как финансовое положение не позволило ему наладить свое собственное производство, то он вместе со своими сыновьями нанялся к венскому фабриканту мебели Листу. Тонет изготавливал для Листа упрощенные варианты своих боппардских моделей в качестве так называемых «дешевых стульев». Предполагаемое деловое партнерство с Листом не сложилось. Позднее Лист отказался от продолжения своего дела по возрасту, он закрыл свою мастерскую.

 

 

Дворец Лихтенштейн и мастерская в Вене

 

В 1840 году в Вене князь Алоис Йозеф II Лихтенштейн поручил английскому архитектору Петеру Хуберту Десвайгнесу заново оборудовать и обставить свой венский городской дворец (Palais Liechtenstein), построенный итальянским архитектором Доменико Мартинелли приблизительно в 1700 году.

 

Придерживаясь международных тенденций в этой области, венская художественная кустарная промышленность отошла от стиля бидермайер и обратилась к раннему историзму. В соответствии с духом времени Десвайгнес остановился на богатом орнаментами языке форм так называемого «второго рококо». Десвайгнес еще раньше обратил свое внимание на способ гнутья древесины Тонета и предложил ему и его сыновьям участвовать в оборудовании дворца на правах независимого партнера Карла Лейстлера. Результатом этого партнерства было изготовление паркета с роскошным декором по новой технологии гнутья.

 

В это же время Михаэль Тонет спроектировал пять моделей стула, изготовленных оптимальным способом склеивания отдельных слоев. На этот раз он использовал не листы фанеры, а деревянные прутья, соединенные клеем в пучки так искусно, что кажущаяся монолитность материала позволяла достигать любые трехмерные закругления.

 

Для упрощения процесса Тонет изобрёл специальные формы для широких связок полос, которые обеспечивали процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов. Это позволило начать пусть и ограниченное, но серийное производство.

 

Совместная работа над интерьером дворца длилась вплоть до 1847 года. Всё это время семья Тонета жила в доме Карла Лейстлера в Вене-Гум-пендорфе.

 

После завершения работ по внутренней отделке помещений дворца в 1849 году Десвайгнес вернулся в Англию, а Лейстлер получил новый заказ - внутренняя отделка и оборудование владений Лихтенштейнеров в Айсгрубе. Он отверг предложение Михаэля Тонета по организации совместного предприятия. На это Тонет расторгнул еще имевший силу договор о сотрудничестве.

 

В мае 1849 года он оборудовал свою собственную мастерскую в Вене — Гумпендорфе, на улице Гауптштрассе 396. Здесь была спроектирована модель стула N 1 — продолжение проектов лихтенштейнских стульев. Спинка этого стула состояла из одной единственной петли. Эта модель была использована как так называемый «Шварценбергский стул» для оборудования Шварценбергского дворца, который был сооружен в 1700 году. Другой заказ был получен из кафе Даум, расположенного в центре Вены. Так называемый «стул кафе Даум» ознаменовал переход от розничных заказов к оптовым сделкам. 400 стульев этого типа были заказаны будапештской гостиницей «К королеве Англии».

 

 

Всемирная выставка в Лондоне 1851

 

1 мая 1851 года в лондонском дворце Crystal Palace была открыта первая Всемирная выставка - обзор современных изделий, и прежде всего художественной кустарной промышленности. На ней, как и на последующих выставках 19 и 20 вв., были показаны технические новинки и новые разработки форм. Число посетителей выставки превысило все нормы - 6 миллионов человек за полгода.

 

Уже летом 1850 года Тонет начал готовиться к этой выставке. Он представил на выставку 6 моделей стульев, 2 кресла,1 канапе, 2 стола,1 столик для шитья, а также 2 столика для чтения и 2 этажерки. Это были экземпляры дорогой роскошной мебели из палисандрового дерева с латунной отделкой. Выставленные экспонаты нашли большое признание как со стороны публики, так и со стороны критиков. Они были удостоены бронзовой медали. После закрытия выставки их приобрел архитектор Дисвайгнес, друг и покровитель Тонета, для своего поместья в Левисхэм. 

 

 

«Братья Тонет» — GEBRÜDER THONET

 

Для того чтобы обеспечить правовую охрану своего способа гнутья древесины и всех усовершенствований, примененных позднее в лихтенштейнских моделях, а также застраховать будущее своих потомков, 28 июля 1852 года Михаэль Тонет от имени своих сыновей Франца, Михаэля, Йозефа, Августа и еще несовершеннолетнего сына Якова подает прошение на предоставление ему новой привилегии. Его способ «придания древесине любой формы и любого изгиба в различных направлениях путём разрезания и последующего склеивания» был признан.

 

В конце 1852 года Михаэль Тонет открыл свой первый торговый филиал во дворце Palais Montenuovo в старой части Вены на улице Штраухгассе. Заказов было много, и поэтому к весне 1853 года мастерская в Гумпендорфе не могла больше удовлетворить всех запросов. Обстоятельства складывались благоприятно: венский художник в стиле бидермайер Фридрих Амерлин решил расстаться со своей мельницей Молларда, находившейся на улице Моллардгассе 173. В этом здании было достаточно места для жилых помещений, а в пристройках — для новой мастерской.

 

Летом 1853 года в мастерской Михаэля Тонета работало 42 человека. Через три года, после роспуска венского производства, 1856/57 гг. — уже 70. В конце года была пущена первая паровая машина.

 

1 ноября 1853 года МихаэльТонет перевел свое предприятие на пятерых своих сыновей и назвал фирму «Братья Тонет». За собой он оставил общую торговую доверенность и исполнение обязанностей за своего несовершеннолетнего сына Якова.

 

8 июля 1855 года Тонет наконец-то получил «простое промысловое свидетельство». С этого момента его производство мебели из гнутой древесины стало независимо от регламентации ремесленной гильдии столяров и патентно-правовых ограничений.

 

50-е годы прошлого столетия были периодом расцвета фирмы. Она получила много наград. В 1854 году фирме «Братья Тонет» была вручена бронзовая медаль на «Всеобщей немецкой промышленной выставке» за её программу мебели из гнутой древесины. Когда 15 мая 1855 года была открыта первая Всемирная выставка в Париже, в которой приняли участие 25.000 экспонентов, «Братья Тонет» представили на ней дорогую роскошную мебель и бытовую мебель из клееной древесины. На этот раз их модели завоевали серебряную медаль.

 

Высокое общественное признание качества выразилось в растущем спросе на эти изделия у себя дома и за рубежом. В 1855 году были получены первые большие экспортные заказы из Южной Америки.

 

Продукция мастера начала экспортироваться в Америку, и выяснилось, что клей, который тот использовал в своей работе, не выдерживал тропической жары. После длительных опытов Тонет нашёл решение. Он закреплял металлическую пластину на большом куске древесины, после чего дерево и металл подвергались одновременному сгибанию. Этот способ делал процесс проще и одновременно открывал новый рынок сбыта.

 

Мало того, что Тонет преуспел в создании гнутой древесины, он упростил и процесс сборки. Изготавливая изогнутые элементы, он устранил необходимость в многочисленных соединениях, чем способствовал прочности конструкции. Кроме того, его зажимы каждый раз воспроизводили форму столь точно, что детали мебели можно было при необходимости заменять.

 

Успех Тонета и экономический подъём фирмы вызывал зависть в кругах венских столяров - конкурентов Тонета. Поводом для разногласий были использованы некоторые правовые аспекты работы фирмы «Братья Тонет». Будучи иностранцем в Вене, Михаэль Тонет не имел положения буржуазного ремесленника, а до 1855 года у него не было промыслового свидетельства. К этому надо добавить и то, что некоторые венские столяры, такие как Йозеф Нейгер, Йоханн Вейс и Йоханн Куколь, также проводили эксперименты по технологии склеивания листов фанеры.

 

Конкуренты Тонета сплотились для того, чтобы опротестовать привилегию 1852 года на основании «отсутствия новизны» и обвинить Тонета в «нарушениях устава о промыслах». Сегодня можно легко доказать то, что авторское право на технологию остается за Тонетом и что конкурирующие фирмы лишь имитировали его технологический принцип, его формы, даже дизайн его печатной продукции.

 

Однако Тонета мало волновала растущая конкуренция в Вене. Так как в Вену его пригласил бывший канцлер князь Меттерних, а местная знать была среди его заказчиков, он был полностью убежден в протекции двора и административных кругов. Так 17 июня 1856 года Михаэль Тонет и его сыновья получили по декрету регента Нижней Австрии австрийское гражданство, а 7 ноября 1857 года фирме «Братья Тонет» было предоставлено право на производство мебели, паркета и других изделий из древесины.

 

 

Первая фабрика и «стул №14»

 

1856 год — некоторое время Тонет думает  о том, чтобы покинуть Вену. В городе не было ни сырья, необходимого для производства, ни рабочих, требующихся для растущих потребностей фирмы.

 

Весной 1856 года Тонет отправился в Коричан (Моравия) для организации первой фабрики. Здесь было достаточно рабочих, познавших прединдустриальные процессы производства на фабриках по производству фарфора и стекла, которые хотя и не были знакомы с производством мебели, но имели больше желание работать.

 

В период с 1856—58 гг. постепенно закрывается венская мастерская на мельнице Моллард. «Братья Тонет» переехали со всем своим мебельным магазином в Леопольдштадт. В доме было достаточно места для жилых помещений и оборудования нового репрезентативного торгового филиала.

 

К тому периоду времени изготовлением мебели из гнутой клееной многослойной древесины успешно занимался Йозеф Нейгер. Благополучный исход обжалования привилегии 1852 года подстегнул Тонета 10 июля 1856 года подать ходатайство с целью получения привилегии на «изготовление кресел и ножек столов из гнутой древесины, предварительно распаренной водяным паром или вымоченной в кипящей жидкости».

 

Тем самым Тонет на два шага продвинулся в будущее: с одной стороны, был защищен не только способ производства, но и прежде всего его применение в мебельной промышленности. С другой стороны, он заявил о том, что в его распоряжении имеются технические предпосылки для гнутья цельной древесины. Общий объем продукции за 1857 год составил уже 10.000 предметов мебели из гнутой древесины.

 

В Коричане была разработана та модель стула, которая вскоре стала воплощением «дешевых» товаров массового потребления и первым шагом Тонета в его производстве мебели из гнутой древесины: модель N 14 . Этот стул, спинка которого сделана из двух концентрично гнутых деревянных прутьев, имеет всего шесть сегментов.

 

Производство серийных моделей осуществляется при самом незначительном расходе материала и незначительных затратах на монтаж. Основные качества этой модели характерны для оптимального индустриального производства мебели из гнутой древесины.

 

В 1859 году «Братья Тонет» отдали напечатать первую рекламную информацию; в ней были представлены 26 различных серийных моделей из гнутой древесины. Наряду с публикацией объявлений и участием в выставках такая информация стала решающим инструментом маркетинга.

 

В ассортимент товаров фирмы входили следующие изделия: различные модели стульев, кресла, канапе и столы. В последующий год на фабрике был спроектирован и изготовлен новый тип мебели, а именно — первое кресло-качалка, зарегистрированное позднее как модель N 1. К этому времени на фабрике было занято уже 300 рабочих, которые производили приблизительно 50.000 предметов мебели в год.

 

 

Фабрики Thonet

 

В 1861 году МихаэльТонет поехал со своим сыном Августом в Бистрицу, для того чтобы начать там строительство своей второй фабрики. Она была сдана в эксплуатацию в 1862 году. В Бистрице изготавливалась прежде всего серийная модель N 14 и паркет. Август Тонет сконструировал здесь в этом же году станок для гнутья ободов ножек стульев. В общем и целом на фабрику в Бистрице возлагалась задача по разработке новых моделей для серийного производства.

 

В 1865 году фирма скупила лесные угодья Грос-Угруч в Венгрии и начала строительство другой фабрики по производству мебели из гнутой древесины. Как и в Коричане фабрика начала работу с производства полуфабрикатов. Лишь в 1867 году она перешла на комплексное производство мебели.

 

В 1868 году в Халленкау была построена фабрика с филиалом во Всетине, которая была сдана в эксплуатацию в 1869 году. И здесь сначала производились лишь полуфабрикаты. В 1872 году фабрика во Всетине была запущена на полную мощность, начали строиться дома для рабочих, и к 1890 году фирма Тонет приобрела власть во Всетине.

 

2 февраля 1873 года во время пожара была разрушена фабрика Тонета в Бистрице. Во избежание подобных ситуаций в будущем была создана фабричная пожарная команда. При активном участии и энтузиазме рабочим удалось в течение года восстановить фабрику. Появились новые производственные линии фабрики, жилые дома для рабочих и жилой дом для семей Августа и Якова Тонет.

 

Карл, старший сын Августа, в 1890 году взял на себя руководство фабрикой в Бистрице. В 1880 году в Ново-Радомске (русская Польша) была сооружена четвертая фабрика, которая была сдана в эксплуатацию в 1881 году. Для того чтобы избежать высокой ввозной пошлины в Россию, она служила прежде всего для завершающего монтажа мебели из гнутой древесины для русского рынка.

 

В 1889 году в гессенском Франкенберге была сооружена фабрика с филиалом в Аллендорфе — до сих пор действующее фабричное сооружение. Также и в этом случае поводом для переезда были богатые леса в этом районе.

 

Вследствие интенсивного производства в конце 19 столетия начали истощаться запасы древесины в восточных областях. Квалифицированные рабочие из Моравии переехали в Гессен для обучения франкенбергских рабочих этому ремеслу.

 

 

Каталожные листки и  Всемирные выставки  в Лондоне/1862 и в Париже/1867

 

В 1862 году, год основания второй фабрики Тонета в Бистрице, в Лондоне проводилась вторая Всемирная выставка, в которой приняли участие 29.000 экспонентов и котороую посетили 6 миллионов человек. Впервые в международном масштабе «Братья Тонет» продемонстрировали широкий ассортимент мебели из цельной древесины и получили бронзовую медаль.

 

Выставленные типы мебели — мебель для сидения и столы — соответствовали тенденции, представленной в каталожном листке 1859 года. Эта мебель изготавливалась по массовым заказам для общественных помещений, таких как кафе, рестораны, залы ожидания или конторы. Для фирмы недорогая мебель из гнутой древесины составляла самый большой объём сбыта.

 

В 1866 году вышел второй каталожный листок с 70 моделями мебели из гнутой древесины. Дополнительно здесь была представлена мебель для сидения с ободком для стабилизации ножек, кресло-качалка, специальная мебель для контор, детская мебель и туалетный столик.

 

В 1862 году в Лондоне по адресу 16 Ладгейт Хилл был открыт дополнительно к венскому торговому филиалу первый торговый филиал за границей. Вскоре после него появились такие филиалы в Париже, Берлине, Гамбурге, Роттердаме и Брно. Всемирная выставка в Париже/ 1867 год (60.000 экспонентов и 11 миллионов посетителей) принесла «Братьям Тонет» большой успех.

 

Наряду с изделиями серийного производства фирма впервые выставила здесь гарнитур мягкой мебели для салонов, а гвоздем программы был демонстрационный стул, который спроектировал Август Тонет. Конструкция этого стула состояла лишь из двух длинных несколько раз переплетённых прутьев из гнутой древесины.

 

На этот раз жюри присудило ему золотую медаль.

 

В 1871 году Михаэль Тонет умер. Управление предприятием перешло к сыновьям.

 

Стулья Тонета становятся «товарами массового промышленного производства». Дешевые, изготовленные из цельногнутых элементов, стулья быстро завоевывают европейский рынок. Некоторые из сложившихся в это время простых, пригодных для массового производства форм стульев предвосхитили начинания, предпринятые в этом направлении мебельной промышленностью XX века. Стоимость одного стула составляла около трех австрийских форинтов, а количество реализованных изделий достигло сорока миллионов штук. Большим спросом пользовалось и другое изделие, производство которого было налажено в 1860 году: кресло-качалка. Ежегодно выпускали сто тысяч таких кресел.

 

Во второй половине XIX века в условиях полного засилья эклектики мебель Тонета стала своего рода маяком, указывавшим дорогу в будущее.

 

К 1913 Компания GEBRÜDER THONET наняла 6 400 рабочих и добилась уровня производства 1,8 миллиона предметов мебели в год.

 

Литература: «Принцип Тонета». Мебель из гнутой древесины и стальных трубок. Verlag des Germanischen Nationalmuseums, Nürnberg 1991.

 

Официальный сайт компании «Братья Тонет» (GEBRÜDER THONET) http://www.thonet.de

 

Gebrüder Thonet. «Братья Тонет» Gebrüder Thonet. «Братья Тонет» Gebrüder Thonet. «Братья Тонет» Gebrüder Thonet. «Братья Тонет»

famous.totalarch.com

ООО "Индив" -

Михаэль Тонет (Михаил Тонет; Michael Thonet) — немецкий и австрийский мастер-мебельщик. Возродил старинный метод и разработал промышленную технологию изготовления деталей небольшого сечения из гнутого под паром, в основном букового дерева. Разработал стиль венской мебели.

Род деятельности: дизайнер мебелиДата рождения: 2 июля 1796Дата смерти: 3 марта 1871Гражданство: АвстрияСамые известные работы: венский стул, кресло-качалка, гнутая мебельСайт:http://www.thonet.de

Биография

2 июля 1796 году в немецком городке Боппард на Рейне у кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах родился единственный сын Михаэль Тонет. Его обучили ремеслу столяра. В богатой лесами долине реки Рейн имелись хорошие экономические предпосылки для этого ремесла. Кроме того в близлежащем местечке Нойвид находилась всемирно известная столярная мастерская Давида Рентгена (1743-1807), успех которого также мог послужить стимулом для выбора этого ремесла.

В 1819 году, Михаэль Тонет оборудовал свою собственную мебельную мастерскую в Боппарде. В 1820 году он женился на Марии Грае. У Марии и Михаэла Тонет было 14 детей, 7 из них достигли взрослого возраста: две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков.

Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Несмотря на то, что его продукция пользовалась популярностью, Тонет пытался создать более лёгкую и компактную мебель. В 1830 году он начал свои эксперименты - производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры взамен привычных столярных изделий из массива дерева

В 1842 году его мастерскую конфисковали, после чего он переехал в Вену, где получил королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых». Так как патент был выдан в Вене, стулья, полученные Тонетом с помощью «выгибания дерева», стали называть венскими.

В 1843 году Михаэль Тонет создал стулья специально для Дворца Лихтенштейна, а в 1849 году он открыл в Вене мастерскую.

В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне получил за свою венскую мебель первую бронзовую медаль. На Всемирной выставке 1878 года в Париже фирма «Братья Тонет» и её конкурент «Я. и I. Конъ» получили золотые медали.

Фирма «Братья Тонет» была официальным Поставщиком Царского Двора России.

Михаэль Тонет умер в 1871 году, но его проекты и процесс производства продолжили жизнь в руках его сыновей. К 1913 Компания GEBRÜDER THONET наняла 6 400 рабочих и добилась уровня производства 1.8 миллиона предметов мебели в год.

Творчество

Михаэль Тонет создавал много красивой мебели, стилизуя ее под рококо, Чиппендейла и Шератона. Но производство традиционной мебели его не удовлетворяло – Тонет был изобретателем. И он мечтал создать свою мебель, найти “стиль Тонета”. Он хотел, чтобы эта мебель была конструктивно проста, а формы ее чисты, чтобы она была легкой, но прочной, уютной и компактной. Тонет приступил к экспериментам. Он клеил и гнул деревянные детали, подвергал их предельным деформациям, изучая возможности материала.

Михаэль Тонет, История венского стула, фото

Михаэль Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов.

Проекты Михаэля Тонета, фото

Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых “Стульев с боковым обрамлением”, которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины. Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было скрыть различные способы производства. Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе.

Михаэль Тонет, венские стулья, фото

В результате многочисленных опытов Тонетом был разработан промышленный метод гнутья. Этим методом можно было создавать кресла и стулья из многослойных гнутых полос, отказавшись от традиционного крепления элементов и уменьшив количество деталей. Новая технология позволила открыть следующий этап формообразования мебели.

В середине XIX века основал в Вене фабрику по массовому производству гнутой мебели. Запатентовал ряд промышленных технологий по созданию клееных композиций из дерева, выгибанию многослойных и массивных деталей, получению плоскорельефного орнамента.

Михаэль Тонет, венский стул, фото

Тонет получил патент на свое изобретение со следующей формулировкой: “выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых”. Патент Тонет получил в Вене, и отныне стулья, изготовленные по его технологии, стали называться “венскими”.

Мало того, что Тонет преуспел в создании гнутой древесины, он упростил и процесс сборки. Изготавливая изогнутые элементы, он устранил необходимость в многочисленных соединениях, чем способствовал прочности конструкции. Кроме того, его зажимы каждый раз воспроизводили форму столь точно, что детали мебели можно было при необходимости заменять.

Михаэль Тонет, венский стул, фото

Тонет спроектировал около 20 базовых стульев (для каждого предусматривалось 8-10 исполнений из различных пород дерева с разной отделкой).

Стержнем всей этой гаммы стала “Модель 14″ – самый лаконичный, изящный, графичный вариант венского стула. Он состоял всего из 6 частей. Трехмерное гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Сечение деталей было сведено до минимума. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей, но стабильной. Этот стул приобрел одно волшебное свойство – когда на него садился человек, стул “исчезал”, о его существовании говорила только поза сидящего. В результате венский стул мог вписаться в любой интерьер.

Михаэль Тонет, Стул №14 "Венский стул", фото

Но Тонет не только великий дизайнер, совершивший мебельную революцию, он еще и талантливый бизнесмен. Он придумал мебельную программу. Фирма Тонета производила мебель комплектами, основу которых составляли стулья. Каждый из 20 образцов стульев дополнялся другими изделиями – креслом, диваном, столиком, качалкой, вешалкой. Вариативность комплектации была очень широкой. Если учесть, что для каждого мебельного комплекта существовало до 10 исполнений, то число вариантов изделий приближалось к шести сотням.

Мебель Тонета стала необычайно популярна, причем популярность эта была устойчивой.

Михаэль Тонет, Кресло-качалка, фото

Находки Тонета в формообразовании были использованы для конструирования мебели из гнутых металлических труб, но уже в 20 веке. До конца XIX века было произведено 50 миллионов дешевых и практичных стульев. На них сидели в Европе и в Америке, их узнала и Россия. В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год.

Михаэль Тонет, стол, фото

Объяснение этого феномена точно сформулировал известный архитектор Ле Корбюзье: “До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции”. И по сей день дизайнеры представляют венский стул как пример оптимального сочетания между формой и технологией. Кстати, теперь таким долгожителям нашли подходящее название — лонгселлер (аналогично с лучшими книгами — бестселлерами).

Его коммерческий успех был огромен. Но, помимо этого, он имел большое влияние в области искусства. Все его творения, от стульев в стиле ар нуво до современных и простых форм стула № 14, сильно опережали время.

Михаэль Тонет, Софа, модель № 4, фото

Работы Тонета были признаны величайшими деятелями искусства. Огюст Ренуар нарисовал кресло-качалку Тонета в 1883. Тулуз Латрек, художник эпохи ар нуво, использовал мебель Тонета на заднем плане многих из своих работ. У Пабло Пикассо в студии стояла мебель Тонета. Наконец, швейцарский архитектор модерниста Ле Корбюзье широко использовал мебель Тонета в своих ранних проектах, заявляя, что они являются воплощением современных концепций экономичности, долговечности и прочности. Во все времена мебель Тонета оставалась произведением искусства, также признанным широкими слоями населения.

Михаэль Тонет, История венского стула, фото

Спасибо автору блога за предоставленный материал http://homy.com.ua

indiv-design.ru

Sala Vida - Гнутая мебель. "Венские" стулья и кресла. Михаэль Тонет.

  

 

Ле Корбюзье: "До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции, как венский стул".

 

Из гнутой древесины в разные времена делались лыжи, сани, бочки, лодки, но именно венский краснодеревщик Михаэль Тонет (1796-1871) разработал подобную технику для создания мебели и применил ее в фабричном производстве.

 

 

 

 

История венского стула началась с создания новой технологии обработки дерева гнутьем: распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях, придавая ей любые формы.

 

До конца XIX века было произведено 50 миллионов дешевых и практичных стульев. На них сидели в Европе и в Америке, их узнала и Россия. В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год.

 

И по сей день дизайнеры представляют венский стул как пример оптимального сочетания между формой и технологией.

 

-------------------СТУЛЬЯ-ТОНЕТ------------------

================================================

 

Михаэль Тонет (1796-1871)

 

В 1796 году в немецком городке Боппард на Рейне у кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах родился единственный сын Михаэль. Его обучили ремеслу столяра. В богатой лесами долине реки Рейн имелись хорошие экономические предпосылки для этого ремесла.

 

В 1819 году, Михаэль Тонет оборудовал свою собственную мебельную мастерскую. В 1820 году он женился. У Марии и Михаэла Тонет было 14 детей, 7 из них достигли взрослого возраста: две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков.

 

 

Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые эксперименты - производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры взамен привычных столярных изделий из массива дерева.

 

Boppard chair

Model II, designed and produced by Micheal Thonet circa ca. 1840/42

 

 

-------------------------

Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов.

 

 

Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых "Стульев с боковым обрамлением".

Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе

 

 

 

 

 

Firma Gebrüder Thonet Wien, um 1905

 

 

Для того чтобы обеспечить охрану прав на свой способ производства, в 1840 году в Пруссии Тонет подал заявку на патент, но лишь вторая заявка на патент во Франции привела к успеху:в 1841 году он получил желанный сертификат.

 

Со своими изделиями Тонет принял участие во многих выставках. Счастливый случай привел к тому, что канцлер Австрии- князь фон Меттерних, уроженец Рейнской области, посетил выставку. Придя в восторг от мебели Тонета, он пригласил молодого мебельщика переехать в Вену, пообещав при этом ему свою поддержку.

 

 

 

 

 

--------------------------------------

 

 

 

 

Тонет хорошо обдумал это приглашение. И лишь после проведения гессенской выставки ремесел он отправился в Вену, для того чтобы продемонстрировать там свой принцип производства Объединению ремесленников Нижней Австрии. Однако там он отказался детально изложить свою технологию производства.

 

Поэтому было принято решение,на основании которого ему отказали в выдаче патента. Однако это не меняло ситуации: к этому времени Михаэль Тонет имел 800 стульев и сам мог продемонстрировать свои образцы в Венском дворе. Долги, скопившиеся в связи с производством по выдаче патента, он не смог погасить. В мае 1842 года имущество Тонета в Боппарде вместе с партией мебели, предназначенной для императорского двора во Франкфурте, было конфисковано.

 

Лишь 16 июля 1842 года Тонет получил от Имперско-королевской общей палаты привилегию: "Разрешается гнутье любого - даже самого хрупкого - сорта древесины химико-механическими способами, придавая им любые формы и закругления". Получив такое разрешение, Тонет вместе со своей семьей переезжает в Вену и начинает добывать средства к существованию.

 

-----------------------------------

 

 

 

--------------------------------

 

 

 

 

-------------------------------

-------------------------

 

 

 

 

 

-----------------------------

 

 

 

 

 

 

--------Дворец Лихтенштейн и мастерская в Вене--------

 

В Вене В 1840 году князь Алоис Йозеф II Лихтенштейн поручил английскому архитектору Петеру Десвайгнесу заново оборудовать и обставить свой венский городской дворец, построенный итальянским архитектором Доменико Мартинелли приблизительно в 1700 году.

 

Десвайгнес еще раньше обратил свое внимание на способ гнутья древесины Тонета и предложил ему и его сыновьям участвовать в оборудовании дворца на правах независимого партнера Карла Лейстлера.

 

В это же время Михаэль Тонет спроектировал пять моделей стула, изготовленных оптимальным способом склеивания отдельных слоев. На этот раз он использовал не листы фанеры, а деревянные прутья, соединенные клеем в пучки так искусно, что кажущаяся монолитность материала позволяла достигать любые трехмерные закругления.

 

-----------------------------

 

 

Firma Gebrüder Thonet Wien, um 1862

 

 

В мае 1849 года Тонет оборудовал свою собственную мастерскую в Вене. Здесь была спроектирована модель стула N 1 - продолжение проектов лихтенштейнских стульев. Спинка этого стула состояла из одной единственной петли. Эта модель была использована как так называемый «Шварценбергский стул» для оборудования Шварценбергского дворца, который был сооружен в 1700 году.

Другой заказ был получен из кафе Даум, расположенного в центре Вены. Так называемый «стул кафе Даум» ознаменовал переход от розничных заказов к оптовым сделкам.

 

------------------------

 

------------------------------------

 

 

 

 

 

В 1850 г. Михаэль Тонет создал первый стул, целиком собранный из гнутых элементов.

 

1 мая 1851 года в лондонском дворце Crystal PalАйс была открыта первая Всемирная выставка - обзор современных изделий, и прежде всего художественной кустарной промышленности. На ней, как и на последующих выставках 19 и 20 вв., были показаны технические новинки и новые разработки форм. Число посетителей выставки превысило все нормы - 6 миллионов человек за полгода.

 

 

Уже летом 1850 года Тонет начал готовиться к этой выставке. Он представил на выставку 6 моделей стульев, 2 кресла,1 канапе, 2 стола,1 столик для шитья, а также 2 столика для чтения и 2 этажерки.Это были экземпляры дорогой роскошной мебели из палисандрового дерева с латунной отделкой. Выставленные экспонаты нашли большое признание как со стороны публики, так и со стороны критиков. Они были удостоены бронзовой медали.

 

-------------------------------

 

Firma Gebrüder Thonet Wien, um 1885

 

 

 

 

Thonet um 1885

 

 

 

1873

 

-------------------------

 

Thonet Bentwood Chair and Stool, Late 19th – Early 20th century

 

"Братья Тонет"

 

 

Для того, чтобы обеспечить правовую охрану своего способа гнутья древесины и всех усовершенствований, примененных позднее в лихтенштейнских моделях, а также застраховать будущее своих потомков, 28 июля 1852 года Михаэл Тонет от имени своих сыновей Франца, Михаэля, Йозефа, Августа и еще несовершеннолетнего сына Якова подает прошение на предоставление ему новой привилегии. Его способ „придания древесине любой формы и любого изгиба в различных направлениях путём разрезания и последующего склеивания" был признан.

 

 

В конце 1852 года М.Тонет открыл свой первый торговый филиал во дворце Palais Montenuovo в старой части Вены. Заказов было много.

 

Летом 1853 года в мастерской Тонета работало 42 человека. Через три года - уже 70. В конце года была пущена первая паровая машина.

 

1 ноября 1853 года М.Тонет перевел свое предприятие на пятерых своих сыновей и назвал фирму „Братья Тонет". За собой он оставил общую торговую доверенность и исполнение обязанностей за своего несовершеннолетнего сына Якова.

 

50-е годы прошлого столетия были периодом расцвета фирмы. Она получила много наград. Когда 15 мая 1855 года была открыта первая Всемирная выставка в Париже,в которой приняли участие 25000 экспонентов, „Братья Тонет" представили на ней дорогую роскошную мебель и бытовую мебель из клееной древесины. На этот раз их модели завоевали серебряную медаль.

 

Его мебель изготавливалась по массовым заказам для общественных помещений, таких как кафе, рестораны, залы ожидания или конторы. Но недорогая мебель из гнутой древесины составляла самый большой объем сбыта.

 

В 1862 году в Лондоне был открыт дополнительно к венскому торговому филиалу первый торговый филиал за границей. Вскоре после него появились такие филиалы в Париже, Бер-лине, Гамбурге, Роттердаме и Брно. Всемирная выставка в Париже (1867) принесла „Братьям Тонет" большой успех.

 

-------------------Детские стульчики------------------

 

Kinderspeise-Sessel Nr.1, gefertigt um 1870

 

Early Thonet Highchair

Austria

19th Century

Perfect for the modern child.

 

Unusual Thonet child's desk and chair, beech bentwood form with slanted desk and bentwood chair Коннектed with floor runners

 

-------------------Барные стулья-------------

 

Барный стул

Thonet Bar Stool

Austria

1930's

Amazing sculptural bent wood barstool by Thonet with beautiful oriДжинаl patina and caned seat.

 

Fischel Bentwood chair, bar height

Bentwood side chair, designed by Fischel, bar height with cane seat. "Fischel" label adhered to front, underside of seat.

 

------------------------------

 

Стул на пружинах (!!!)

Neigefauteuil der Firma Jacob & Josef Kohn Wien, um 1905.

 

-----------"Братья Тонет" в России----------------

-----------------------------------------------

 

В России, как и по всей Европе, венская мебель начала свое победное шествие с гастрономических и увеселительных заведений. Легкие удобные стулья особенно подошли для кафе, которые стали появляться в это время. В отличие от чопорных салонов в кафе царила непринужденная атмосфера. Здесь встречались, читали газеты, обменивались новостями.

 

 

На рубеже XIX-XX вв. уже все общественные места, места досуга обставлялись венскими стульями - кабаре и кинозалы, кафе и театры. Затем - залы Государственной Думы, конторы и учреждения, учебные заведения и даже вагоны-рестораны.

 

 

В 1889 г. фирма "Братья Тонет" становится поставщиком Двора Его Императорского Величества, и гнутая мебель появляется в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов. В дворянских усадьбах, в дворцовых залах она соседствовала с дорогими старинными изделиями. Без венской мебели уже не могли обойтись в богатых домах, когда надо было принять большое количество гостей на домашних концертах и вечерах, столь популярных на рубеже XIX-XX вв.

 

Многочисленные стулья, кресла-качалки и прочие гнутые изделия вписались и в купеческие интерьеры, и в жилища аристократов, и в скромные квартирки простых горожан, оказались очень кстати на дачных верандах и в садах имений.

 

Венский стул, запечатленный на страницах книг, на множестве картин и фотографий, был молчаливым спутником и свидетелем человеческой жизни.

 

Деятельность представительств фирмы "Тонет" в России прекратилась в 1917 году, магазины и склады были закрыты.

 

Справа на дальнем плане- венский стул.

Vladimir Lenin

Isaak Israilevich Brodsky

 

Но миллионы венских стульев и прочих предметов гнутой мебели остались в домах.

Вместе с людьми они пережили революцию, войну, строительство социализма, времена застоя и перестройки- и мирно дожили на кухнях и в гостиных до наших дней, оставаясь всем знакомым и привычным предметом.

 

-------------------Рисунки------------------

===============================================

 

 

 

 

------------------Маркировка------------------

 

Этикетка

Papieretikette (im Bild Etikett 1a) von Thonet. SchutzМаркe ab ca.1862 bis 1882

1868 und 1881 presste Thonet

 

 

--------------------Кресла---------------

 

 

Etikett um 1880

Thonet Fauteuil Nr. 18 um 1905

 

 

 

 

 

 

Bent wood leather desk chair by Thonet

Austria

Circa 1900

Bent wood leather desk chair by Thonet. 18 in. tall seat.

OriДжинаl Thonet set

Austria

circa 1910

Vienne Secessionist bentwood settee and chair set, manufactured by Thonet with new cover.

 

 

 

-------------------

 

-----------------Стулья других фирм---------------

===========================================

------------------J. & J. Kohn--------------------

==================================================

Bentwood arm chair, designed by J. & J. Kohn, cane seat. "J. & J. Kohn" label adhered to front, underside of seat.. Austria, late 19th to early 20th century. J & J. Kohn was founded by Jacob and Josef Kohn, who in 1867 began a successful campaign to dispute Thonet's patent for the production of bentwood furniture

 

 

 

 

------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

--------------------Fischel------------------------

====================================================

 

 

 

 

Firma Fischel, um 1910

 

1885. Seltenes MoДелл.

 

 

--------------------Horgen Glarus--------------

====================================================

 

 

Firma Horgen Glarus, MoДелл Nr.16 um 1930, oriДжинаle

 

 

-----------------------------------------------------

 

Firma "Wojciechow" in Warschau.

 

 

---------------------Современные------------

==============================================

 

Не забудьте подписаться на наши интересные темы   тут

www.salavida.ru

Реставрируем кресло «Thonet» / Я

Этот мастер-класс — продолжение темы реставрации так называемой венской мебели. Сегодня я расскажу вам, как мне удалось вернуть к жизни полукресло фирмы братьев Тонет. Маленькая историческая справка: Тонет Михаэль родился 2 июля 1796 года в Боппарде. Тут же учился на плотника и краснодеревщика, и в 1819 г. открыл мебельную мастерскую. В 1842 году его мастерскую конфисковали, после чего он переехал в Вену, где получил королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых». Так как патент был выдан в Вене, стулья, полученные Тонетом с помощью «выгибания дерева», стали называть венскими. В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне получил за свою венскую мебель первую бронзовую медаль. На Всемирной выставке 1878 года в Париже фирма «Братья Тонет» и её конкурент «Я. и I. Конъ» получили золотые медали. Фирма «Братья Тонет» была официальным Поставщиком Царского Двора России. В 1871 году Михаэл Тонет умер, владение предприятием целиком перешло его сыновьям. Стулья Тонета становятся «товарами массового промышленного производства». К началу XX века у фабрики «Thonet» насчитывалось уже около шестидесяти филиалов, каталоги продукции включали более 200 моделей, в год производилось почти 2 миллиона изделий. Сегодня фабрикой руководит уже пятое поколение семьи Тонет. Надо сказать, Михаэль Тонет и его наследники никогда не баловали свою мебель поэтическими именами — просто присваивали им номер. Самое знаменитое изделие марки, например, носит сухое название «Стул №14». Продукция компании «Братья Тонет» держится на рынке более 150 лет, стала синонимом понятия «венская мебель» и производится в первоначальном виде по сей день. Ну а теперь — к делу! В Архангельской губернии удалось мне приобрести данный экземпляр венской мебели. Был он, как водится, в удручающем, но крепком состоянии. Прежние хозяева пытались его реставрировать, приделали ему сидушку, закрепленную кнопками и покрасили половой маслянной краской. Радовало то, что у полукресла сохранились в приличном состоянии клеймо и бумажная бирка, указывающая на «породистость» кресла. Первым делом с кресла была удалена сидушка. Как оказалось, сидушка была закреплена на какие-то железки. Железки эти естетсвенно не аутентичные, поэтому они были удалены. После удаления сидения было установлено, что изначально сиденье было сплетено из ротанга. Ротанг — это тропическая лиана, которая является самым длинным растением в мире. Вот в эти ровные отверстия вставлялись прутья ротанга, заплетаясь в прерасный рисунок. Удалить старую краску можно вот такой смывкой: А можно и обычным ацетоном, применяя технологию компрессов. Ветошь надо обильно смочить ацетоном, плотно прижать к очищаемой поверхности и завернуть в полиэтилен или стрейчпленку, так как ацетон очень летуч и быстро испаряется. На царге были обнаружены трещины: Трещины заклеены при помощи клея ПВА и стануты струбциной. Также пришлось заняться ремонтом одной из ножек. Нога была прикручена шурупом, который сломался и нога шаталась. Шуруп был заменен на буковый шкант. Я вообще считаю, что шкантовое соединение гораздо надежнее, чем соединение на шурупах. Другая ножка была закреплена тоже на шуруп, который от времени погнулся и завернуть его обратно не представлялось возможным. Поэтому шуруп был заменен на шкант. Аналогичная операция была проведена и на спинке кресла. Поскольку за последние 120 лет человечество стало гораздо выше и тяжелее, то мной было принято решение вместо ротанга поставить жесткое сидение из фанеры. Сидение вырезалось при помощи специального станка. Сидение крепилось к креслу при помощи клея ПВА и струбцин. После приклейки сидения на шканты и клей были прикреплены подлокотники. И заключительный этап — тонировка и покрытие лаком. В данном случае были использованы: морилка фирмы Varathane и водно-полиуретановый лак фирмы Zar. В реставрации принимали участие мои постоянные помощники:

ya-superpuper.com


Смотрите также