Гнутая мебель М. Тонета. Гнутые стулья


Стулья из фанеры: технологии изготовления

После посещения мебельных супермаркетов и маленьких салонов почти каждый спрашивал знакомых и себя самого: и почему же они так дорого стоят? Речь идет о качественно выполненных изделиях гнутых форм. Задав этот вопрос, одна часть покупателей расстается до лучших времен с мечтой, а другая спешно начинает копить средства, чтобы приобрести желанный набор, например, гнутых стульев. Можно между тем не вдаваться в крайности, а сделать данную мебель своими руками.

Стулья из фанеры в последнее время стали весьма популярны.

Конструкция стула из фанеры

Конструкция стула из фанеры.

В действительности, если хорошо размыслить, то понимаешь, что материалы для изготовления гнутых стульев не так уж много стоят, а добавочные нули на ценнике пририсованы для тех, у кого нет своих идей и кто не обладает знаниями технологий. Обычно с первым пунктом ни у кого проблем не возникает, всегда можно позаимствовать чужие работы, много мест, где можно это сделать. А знания вы можете получить с помощью данной статьи.

Из чего изготавливают гнутые стулья?

Поскольку типов описываемой мебели очень много, то ограничиться одним названием невозможно. Главным материалом для всех случаев без исключения служит гнутая и обычная фанера, иногда также может пригодиться и ламинированная фанера. При изготовлении стульев своими руками используются активно:

Схема гнутого стула из фанеры

Схема гнутого стула.

  • акриловый пластик;
  • OSB-плита;
  • натуральная древесина;
  • нержавеющая сталь;
  • лакокрасочные материалы;
  • обивочные ткани и поролон.

Что понадобится из вышеперечисленного в конкретном случае, сразу невозможно определить, так как набор материалов зависит от конструкции модели.

Вернуться к оглавлению

Технологии изготовления стула из фанеры

Рассмотрим, как сделать стул из фанеры качественно. Кресло и табурет делают по похожему алгоритму. Не существует единого «рецепта», но почти у всех моделей есть связующее звено — необходимость согнуть и придать форму спинке и сиденью стула. Что являет собой формовка фанеры и как достичь в домашних условиях необходимого результата, будет рассматриваться в этом разделе.

Применяют в промышленных условиях достаточно дорогостоящее и сложное оборудование:

Чертеж фанерного стула

Чертеж стула.

  • специализированный пресс для изготовления изделий из фанеры — укомплектован пуассонами и матрицами;
  • универсальный термовакуумный мембранный пресс — укомплектован матрицами, а в роли пуансона выступает эластичная и достаточно прочная мембрана.

Конечно, не имея доступа к станкам, необходимо выдумать что-то простое, но эффективное. В этом случае не понадобится «изобретать колесо», так как методика разработана давно, необходимо лишь ей воспользоваться.

Принцип технологии следующий:

Схема сборки фанерного стула

Схема сборки фанерного стула.

  1. Подбирается матрица или болванка, при помощи которой вы будете придавать необходимую форму сидению и спинке. Таких вспомогательных частей может быть несколько, если модель стула подразумевает несколько мест закругления заготовки. Такая необходимость возникает зачастую, когда необходимо изготавливать сидение и спинку из целого куска материала.
  2. Потом нужно произвести раскрой листов гибкой фанеры в соответствии с предварительно составленными чертежами (это можно выполнить, используя обычный электрический лобзик) и закреплять поэтапно заготовки на матрице, придавая им нужную форму. Поверхность деталей смачивается обильно эмульсией ПВА, являющейся связующим составом.
  3. Сразу же необходимо зафиксировать форму первоначальных заготовок. Делается это или привычными саморезами по дереву, или все детали между собой скрепляются и набором матрицей резиновых жгутов. Действовать, в общем, следует по обстоятельствам.
  4. Когда эмульсия высохнет, склеенная заготовка готова для эксплуатации. Но если не собираетесь обивать стулья, а желаете покрыть их лаком и краской, нужно выровнять края деталей, используя шлифмашинку и электролобзик. После этого скрыть неровности и заделать все отверстия с помощью акриловой специальной шпатлевки для деревянных изделий, а потом произвести шлифовку поверхности фанеры.
  5. Дизайнерский стул на 80% изготовлен, ведь все самое сложное уже позади. Остается произвести обивку или окраску заготовок и окончательный монтаж стула, что для тех, кто освоил процесс гибки фанеры, не составляет особенного труда.
  6. Конечно, придется повозиться с первым экземпляром немного дольше, при этом рекомендуют приобрести фанеру с запасом на случай непредусмотренного брака. Цена добавочной пары квадратных метров данного материала является ничем в сравнении с суммой, которую можно сэкономить, освоив эту технологию.

Замечена определенная закономерность: сначала человек делает стулья и прочие изделия для собственного дома, затем обновляет интерьер родственникам и приятелям, а потом у него начинают появляться заказы от знакомых прочих знакомых. Перспектива кажется нереалистичной? Тогда задайте еще один вопрос: а как начинали владельцы нынешних успешных фабрик мягкой мебели?

remontdetskoy.ru

Стул с гнутой спинкой. Кресла, стулья, столы, этажерки и другая плетеная мебель

Стул с гнутой спинкой

Стул с гнутой спинкой (рис. 21) отличается от предыдущего трапециевидным сиденьем и спинкой из гнутых прутьев; он прост в изготовлении и удобен в пользовании.

Рис. 21. Стул с гнутой спинкой: 

1 – дуги заполнения спинки; 2 – прут спинки; 3 – обтяжка спинки; 4 – обвивка ивовой лентой; 5 – кольцо сиденья; 6 – подлучки; 7 – передние ножки; 8 – задние ножки; 9 – сиденье; 10 – прут проножки; 11 – обтяжка проножки

Сборка нижней скамейки аналогична предыдущему, включая постановку сиденья.

Верхний прут и фигурные вставки спинки предварительно увлажняют, сгибают и засушивают на шаблонах. Перед установкой концы верхнего прута спинки соединяют с верхними концами задних ножек на косой срез, крепят гвоздями и обматывают ивовой лентой.

После этого ставят предварительно увлажненные прутья обтяжки спинки, верхушечные концы которых соединяют на косой срез посередине спинки, крепят гвоздями и обматывают ивовой лентой, а их комлевые концы заправляют под сиденье и крепят к кольцу.

Заготовки фигурных заполнений (дуг) спинки торцуют, устанавливают соответственно рисунку и крепят гвоздями к ножкам и между собой, обвивая места крепления ивовой лентой.

Затем стул сушат, зачищают и лакируют.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Стул — Википедия

Стул гнутовыклейный

Стул — мебель, предназначенная для сидения одного человека, со спинкой и сиденьем[1][2][3][4] с подлокотниками или без них[5].

Стул отличается от табурета наличием спинки[2]. Разграничение между стулом и креслом — комфортабельность изделия[5], рабочее кресло при этом может вовсе не отличаться от рабочего стула[6]. В то же время кресло может рассматриваться как род стула[7][8].

Стулья — самый распространённый и массовый вид мебели[9], существует множество видов, моделей и фасонов стульев. Возможно, стул больше всех других предметов мебели подвержен влиянию моды[10].

Изобретателями стула как сиденья со спинкой, по-видимому, являются древние египтяне, самые древние нарисованные и найденные стулья относятся к третьему тысячелетию до н. э.

Основные части стула — сиденье, спинка и ножки. Традиционно стул имеет четыре ножки, отдельные или связанные попарно в конструкции типа «ножницы» (Х-образная конструкция). Количество ножек может варьироваться, существуют модели стульев без отдельных ножек — например, консольный стул. Спинка стула конструкционно может быть продолжением задних ножек (цельные задние ножки) или же представлять собой отдельный элемент, быть сплошной, сквозной или наборной. Стулья могут быть и жёсткими, и мягкими; по материалу и способу изготовления стулья бывают столярные (из цельнодеревянных элементов), гнутые (из древесины лиственных пород), клееные (из шпона), плетёные (из ивовых прутьев), металлические, пластиковые и смешанные.

Этимология

Слово «стул» считается древнерусским заимствованием из германских языков, ср., например, крымско-готский stul[11], древнеисландск. stóll или нем. Stuhl[12][13]. Столяр, изготовлявший стулья, именовался на Руси «стульник» или «стульщик»[2].

Видео по теме

История

Возможно, изобретателями стула как сиденья со спинкой являются древние египтяне[14]. Самые древние найденные стулья относятся к III династии Древнего Египта (3-е тысячелетие до н.э)[15]. Древнейшие и самые простые по устройству стулья в Древнем Египте были массивными, кубической формы, позднее, под влиянием отношений с Ближней Азией, стали использоваться стулья более сложных форм, с фигурными ножками и подушками, а также складные стулья с кожаными сиденьями и металлические табуреты[16]. Древнейшие найденные рисунки стула относятся ко временам II династии, и на них можно видеть простые стулья с прямыми ножками и спинкой и подушкой для смягчения сидения[17]. Распространены были стулья и табуреты с крестообразно (по типу ножниц) устроенными ножками[18]. У ассирийских стульев отмечается изменение форм от замысловатых (округлённых и изогнутых очертаний, ножек в виде ноги животного) к более простым формам — прямоугольному соединению прямых ножек с сиденьем. При этом стулья и тронные стулья, как и другая ассирийская мебель, богато украшались резьбой, накладками из бронзы и драгоценных металлов, покрывались коврами. В домах простых людей чаще использовались складные стулья, их тоже, хотя бы иногда, покрывали коврами[19]. После распространения на Древнем Востоке обычая возлежать за трапезой обычай есть за столом, сидя на стульях, скамьях, креслах и т. п. не исчез, поэтому стулья повсеместно остались в обиходе[20].

Древнегреческий стул

В древней Греции архаического и классического периода стулья, кресла и табуреты полностью походили на ассирийскую, египетскую и другую древневосточную мебель. Стулья могли не только покрываться шкурами или коврами, но и обиваться подушками. Вместе с высокими стульями использовались сделанные в том же стиле скамеечки для ног. Распространявшаяся в послегомеровской Греции мода возлежать за трапезой сделала стул и прочие виды сидений в большей степени мебелью женской половины дома (женщины и дети по-прежнему ели сидя)[21]. В древнем Риме, как и в древней Греции поздних периодов, стул тоже был преимущественно женской мебелью; складные лёгкие стулья использовались в театрах, когда там не было скамей. Существовали сиденья самых разных форм — как со спинкой без ручек или со спинкой и с ручками, так и с ручками без спинки; основа стула могла быть выполнена в форме ящика или цилиндра[22][23]. Массово изготовлялись стулья, плетёные из ивовых прутьев[24].

Сиденья средневековой Европы в основном копируют римские образцы, но тронная мебель иногда имеет индийское или восточноазиатское влияние. С XII века появляются новые виды стульев — большие круглые или многоугольные, со спинкой, обхватывающей сиденье почти со всех сторон (для шестиугольного сиденья — с трёх или даже пяти сторон). Пустота между ножками часто прикрывалась, иногда под сиденье помещались фигуры зверей[25]. Несмотря на существование различных видов стульев, кресел и табуретов, до XVI века для сидения регулярно использовались сундуки[26]. В XV веке были изобретены стулья с поворачивающимся сиденьем, а также стулья на колёсиках[27]. В XVI веке в Европе для дешевой мебели стали использоваться сиденья и спинки из камыша, простые кресла и стулья получили большее распространение, вытеснив скамьи и сундуки в качестве основной комнатной мебели[28].

В средневековой Европе конструкция стула для торжественных случаев дополнялась балдахином; итальянская версия крестообразного стула с балдахином известна как стул Савонаролы[18].

В XVII веке в Голландии изготавливались стулья крестообразной конструкции в качестве повседневного сиденья; в Англии, Франции и Германии такие стулья использовались в основном для церемоний[29]. В это время в Англии стулья с обивкой вытесняют более простые деревянные стулья в домах аристократии; наиболее распространены были стулья с обивкой в стиле «фартингейл», имевшие промежуток между спинкой и сиденьем, так что женщины, носившие юбку с фижмами из китового уса, могли разместиться на таком стуле. Стул становится показателем статуса, самый большой стул в доме был предназначен для главы семьи[30].

В XVIII веке в Англии получили широкое распространение «виндзорские стулья» — тип сельской мебели с прямыми простыми точёными ножками и спинкой, набранной из тонких точёных прутьев[31].

В середине XIX века венский мебельщик Михаил Тонет приспособил к фабричному производству технику гнутья древесины под паром, применявшуюся раньше при изготовлении «виндзорского стула» (крестьянского кресла Англии XVIII века). Высокая прочность и конструктивность внешнего облика новой «венской мебели» вместе с технологичным и дешевым способом производства привели к тому, что «венский стул» («стул для бистро») стал одним из самых успешных массовых продуктов в истории промышленного производства. К 1930 году было продано более 50 млн венских стульев[32][33].

В России

До конца XVII века стулья, как и кресла, были мало распространены в России. К этому времени традиционные скамьи в приёмных комнатах царского дворца были заменены на ряд стоящих у стены стульев, что было одним из первых шагов к общей европеизации русского интерьера. В петровское время стул стал распространённым предметом мебели, при этом он перестал восприниматься как почётная мебель, которая должна иметь надлежащее и неизменное место в помещении[10].

К середине XVIII века в России мебель для сидения не отличалась разнообразием, в целом всё ещё ощущался недостаток мебели для жилых помещений. Всё ещё широко использовались формы начала века («петровского барокко»), в частности, дубовые стулья с высокими спинками[34].

В начале XIX века, с отходом от классицизма, стул снова отодвигается от стены и вид на стул сбоку становится не менее важен, чем вид спереди. Архитектор В. П. Стасов (1769—1848) в конце 1810-х изобрёл новую конструкцию стула и кресла с выразительным профилем — так называемую «боковую раму». При такой конструкции передняя и задняя ножки и стойки спинки образуют единую боковую раму, две такие рамы соединялись между собой двумя поперечными брусками, а стойки спинки — поперечной плоскостью; боковины облицовывались шпоном так, что создавалось впечатление цельного куска дерева. Для таких стульев использовалось вкладное сиденье в форме трапеции. Конструкция создавала интересный силуэт и при этом была настолько проста в изготовлении, прочна и удобна, что стулья и кресла с боковой рамой стали излюбленной и почти единственной формой на тридцать лет — и в дворянских и в купеческих домах[10][35][36].

В XIX веке для обивки стульев впервые начинают использовать ситец[37]. В середине века для увеличивающегося городского населения требовалось огромное количество стульев, распространяется фабричное производство мебели[10], появляются специализированные магазины, где можно, не обращаясь к мастеру, выбрать готовый стул или подобрать к каркасу стула спинку из имеющихся деталей[34].

В последней трети XIX века стала популярна мебель в «русском стиле». Стулья для столовой в этом стиле были тяжёлые, с прямоугольными формами, украшались резьбой, для обивки использовались кожа и парча[37]. Фактически, желание подражать народным формам при отсутствии в древнерусской и народной мебели не только стульев, но и в целом передвижных предметов, привели к тому, что кресла и стулья «à la russe» по форме были аналогичны европейской мебели позднего Возрождения или раннего барокко, и только украшавшая стулья резьба действительно черпала вдохновение в узорах народных вышивок и орнаментов[38].

В конце XIX популярностью пользуется мебель П. Гамбса, близкая к формам рококо. Стулья Гамбса с мягкими стёгаными спинками отличались комфортабельностью[34].

Конструкция

Консольный стул

Основные части стула — сиденье, спинка (прислон, щит) и ножки. Вспомогательные детали — царги (элементы, скрепляющие ножки стула под сиденьем, могут служить также опорой для сиденья), проножки — элементы, соединяющие ножки мебели в нижней части, бобышки (угольники). Часть спинки, на которую сидящий непосредственно опирается спиной, называется подспинкой. Традиционно стул имеет четыре ножки, отдельные или связанные попарно в конструкции типа «ножницы» (Х-образная конструкция). Количество ножек может варьировать, существуют модели стульев без отдельных ножек — например, консольный стул (англ. cantilever chair). Ножки, царги и проножки вместе составляют каркас стула. Спинка стула конструкционно может быть продолжением задних ножек или же представлять собой отдельный элемент. Она может быть сплошной, сквозной или наборной (реечной). Основные параметры стула — общая высота (по спинке) и высота, ширина и глубина сиденья. Высота сиденья стула определяется удобством использования в соотношении с высотой стола. По жёсткости стулья могут относиться к любой из категорий мебели — жёсткой, полужёсткой, полумягкой и мягкой, спинка может быть той же жёсткости, что и сиденье, или более жёсткой. Фасон стульев определяется, прежде всего, высотой, конструкцией и формой спинки, а также конструкцией сиденья, формой ножек и др.[5][39][40][6][41]

По основному материалу и способу изготовления выделяют стулья столярные (детали выпиливаются из цельного массива хвойных или твердых лиственных пород дерева), гнутые, или гнутарные (из древесины лиственных пород, гнутой под паром), плетёные (из ивовых прутьев, а также ротанга, тростника, соломки, лиан), металлические (в том числе комбинированные по материалу). Российский классификатор продукции выделяет также стулья клееные (гнуто-клееные, по технологии гнутых стульев, но для удешевления прутья из цельной древесины заменяются на гнутый шпон) и смешанной конструкции, и отдельные категории по назначению — детские стулья и стулья для пианино. Кроме того, стулья могут изготовляться литьем (формовкой) из пластика или стекла, клееные стулья, помимо гнуто-клееных, могут быть плосковыклейными — с рамами на основе фанеры. К плетёным стульям относят также палочные — из палок и других материалов[40][6][42].

Материал и конструкция стульев влияют на их применение. Пластиковые стулья легкие и часто имеют конструкцию, позволяющую «нанизывать» один стул на другой, экономя место. Это делает их хорошо подходящими для организации массовых мероприятий вне постоянных помещений. Плетёные стулья часто рассматриваются в качестве «деревенской» мебели[43].

Особенности конструкции

Ножки. Для большей устойчивости стула передние ножки обычно отстоят одна от другой на большее расстояние, чем задние, а задние ножки внизу отклоняются назад.

Царги. Царги обычно ставят с четырёх сторон, но существуют конструкции стула, использующие только боковые царги. У таких стульев отсутствующие царги заменяются общей коробкой, образующей сиденье[44][45][39].

Сиденья. Сиденья бывают безрамочными (щитовыми, из цельной доски, древесностружечных плит, толстой фанеры) и рамочными (особенно для гибких или эластичных оснований), по способу установки — прямыми и со скосом к спинке, накладными (накладываемыми на царги) и вкладными, возможен и смешанный тип. По конструкции: рамочные или щитовые — с элементами из отдельных досок. По форме сиденья бывают круглые, подковообразные и трапециевидные, плоские, выпуклые и вогнутые.

Спинки. Спинки стульев могут быть плоскими и изогнутыми по форме, обычными или укороченными по высоте (поясничная спинка). Они бывают сплошными, сквозными и реечными (из набора брусков, образующих решетку, раму или опорную плоскость). У стульев без сплошной спинки промежуток между спинкой и сиденьем может быть заполнен декоративным элементом. Чтобы стул был удобен, спинка его должна иметь достаточный наклон назад.

Проножки. Проножки могут быть высокими и низкими. Высокая проножка располагается в плоскости передних ножек, низкая же заглубляется по крайней мере на 180 мм от плоскости передних ножек для того, чтобы сидящий на стуле не сломал проножку ногами. Обычно между задними ножками проножку не ставят, так как спинка сама по себе создает достаточно жёсткую конструкцию. Как показали испытания, проведенные в ВПКТИМ, отсутствие проножек снижает прочность стула наполовину (на 50 %), поэтому стулья без проножек делают с более толстыми ножками и с более широкими царгами[46]. Возможно вместо продольных и поперечных проножек использовать крестообразную конструкцию.

Cтолярные стулья. Для столярных стульев чаще используется древесина твердых лиственных пород. Стулья из древесины хвойных, менее прочных, пород получаются более громоздкими. Столярные стулья, у которых задние ножки переходят в спинку, называются стульями с цельными задними ножками, столярные стулья, у которых задние ножки и вертикальные бруски спинок состоят из разных деталей, иногда называют стульями с подсадными задними ножками. Детали столярных стульев соединяются главным образом при помощи шипов и клея[44][47][48].

Гнутые стулья. Конструкция гнутой мебели проще, чем столярной. Гнутые стулья не имеют острых углов, используются в основном детали с круглым сечением, выгнутые по заданному профилю. У гнутых стульев, как правило, задние ножки переходят в спинку. Царги и проножки гнутые. Царги изготовляют из одной замкнутой детали, согнутой в кольцо или в трапецию или в какую-либо другую форму, или из двух деталей: передней царги и подковообразной царги, которая заменяет две боковые царги и заднюю царгу. Проножки также могут быть замкнутыми в кольцо или подковообразными. Более прочны стулья с гнутыми проножками в виде подков, крепящимися двумя крайними шурупами к ножкам, а третьим центральным шурупом — к царге. Ещё более прочны стулья, у которых есть два гнутых кронштейна, крепящихся двумя шурупами: одним — к задней ножке выше сиденья, а вторым — к боковой царге[49]. Сиденья изготовляют слегка вогнутыми, из фанеры толщиной 4-5 мм. Детали гнутых стульев соединяются главным образом при помощи шурупов и двух глухарей[44][47].

Выклейные и гнутовыклейные стулья. У гнутовыклейных стульев выклейными могут быть как основные элементы по отдельности, так и их блок из спинки вместе с сиденьем, выполненных в виде единого элемента.

Плосковыклейные стулья. У плосковыклейных стульев схожим образом выклейными могут быть как основные элементы по отдельности, так и их блоки из пары ножек, образующих боковину[44].

Жёсткость

Жёсткость сиденья определяется его конструкцией. Жёсткое сиденье обычно изготовляется из древесины (из фанеры, досок, или цельное). Удобство жёсткого сиденья достигается слегка вогнутой в середине формой. Полужёсткое сиденье изготавливается наложением небольшого слоя набивки (5 — 7 мм) на жёсткое сиденье. Набивка закрывается обивочным материалом — тканью, кожей, клеёнкой или кожезаменителем. Для набивки используют конский волос, пеньку, морские водоросли, вату и другие материалы. К полужёстким относятся также плетёные сиденья из камыша, тканой тесьмы, полос кожи и т. п. Полумягкое сиденье изготавливается наложением слоя набивки толщиной 40—60 мм на жёсткое или плетёное из тканой тесьмы основание. Набивка покрывается тканью или кожей. Мягкое сиденье изготавливается с применением в качестве набивки микропористой резины или поролона толщиной 50-100 мм, или же установлением между основой и слоем набивки системы пружин.

Наиболее распространены стулья с жёсткими и полужёсткими сиденьями и спинками[44][50].

Характеристики

Одно из основных требований к стульям — прочность. Учитывая, что стулья работают в наиболее тяжёлых условиях по сравнению с другими видами мебели, а конструкция их состоит главным образом из деталей довольно малого сечения, соответствие конструкции стула требованиям прочности необходимо подтверждать лабораторными испытаниями.

Новые конструкции стульев перед запуском их в производство проходят испытания на долговечность, которое в соответствии с ГОСТом проводят на специальном стенде с циклической нагрузкой.[51][52].

Виды стульев

Металлический лабораторный стул

По назначению

  • Компьютерный стул (рабочий стул) — эргономичный стул для длительной работы на компьютере, чаще всего оснащён колёсиками для перемещения по помещению и газлифтом для регулировки высоты.
  • Барный стул — стул на высоких ножках, используется для сидения за барной стойкой, традиционно на ножках устраивается специальная поперечная планка для ног[53][54].
  • Детский стул[42]
  • Вращающийся стул для пианино[42]

По конструкции

  • Стул столярный — стул приблизительно одинаковой устоявшейся конструкции.
  • Стул-седло — эргономичный стул, напоминающий по форме седло. Поддерживает ровную осанку[55].
  • Консольный стул (англ. cantilever chair) — стул на замкнутой раме, выглядящей, как две соединенные под стулом ножки. Сиденье при этом закреплено только с одной стороны как консоль. Такие стулья часто делаются на гибкой раме, так что сиденье такого стула пружинит. Рама чаще всего делается из металлических трубок, но может быть и деревянной. Название этого стула в русском не закрепилось, используются названия «консольный стул», кантилевер, «балансирующий стул», «стул без задних ножек». Изобретён в 20-е годы XX века после появления технологий, позволивших гнуть стальные трубки; на изобретение претендуют несколько дизайнеров[56].

По стилю

  • Венский стул («стул для бистро», гнутый) — стул из гнутой под паром древесины, предложенный в середине 19 века мебельной фабрикой Михаэля Тонета, один из самых успешных массовых продуктов в истории промышленного производства[32][57][58].
  • Стул-клисмос — стул древнегреческого стиля с выгнутой спинкой и саблевидными ножками[59].

Стулья в культуре

Что знаем мы о стуле, окромя,того, что было сказано в пылуполемики? — что всеми четырьмястоит он, точно стол ваш, на полу?Но стол есть плоскость, режущая грудь.А стул ваш вертикальностью берёт.

См. также

Примечания

  1. ↑ Стул // Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949—1992.
  2. ↑ 1 2 3 Стуло — статья из Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля (2-е изд., 1882)
  3. ↑ Стул // Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935—1940.
  4. ↑ Стул // Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
  5. ↑ 1 2 3 ГОСТ 20400-2013 Продукция мебельного производства. Термины и определения
  6. ↑ 1 2 3 Классификация и ассортимент мебели
  7. ↑ Кресло // Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935—1940.
  8. ↑ Кресло // Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
  9. ↑ Бобиков П.Д. Конструктивные решения стульев // Конструирование мебели. — Москва: Высшая школа, 1972.
  10. ↑ 1 2 3 4 Стул и история развития русского интерьера
  11. ↑ Готы в Крыму
  12. ↑ «Стул» (недоступная ссылка с 14-06-2016 [795 дней]), Школьный этимологический словарь русского языка  (Проверено 27 сентября 2009)
  13. ↑ Сетков, Николай Александрович. Этимо-энциклопедический словарь для любознательных. — Красноярск: Кларетианум, 2005.
  14. ↑ Екатерина Неволина. Необыкновенная история обыкновенных вещей. — ОЛМА Медиа Групп, 2004. — С. 30—33. — 192 с. — ISBN 5-224-04466-9.
  15. ↑ Соболев, p. 10.
  16. ↑ Weiss, 1998, т.I, pp. 82—83.
  17. ↑ Killen, 1994, p. 11, 27.
  18. ↑ 1 2 Антиквариат. Самая полная история антиквариата, 2001, с. 28.
  19. ↑ Weiss, 1998, т.I, pp. 171—173.
  20. ↑ Weiss, 1998, т.I, p. 253.
  21. ↑ Weiss, 1998, т.I, pp. 521—523.
  22. ↑ Weiss, 1998, т.I, pp. 716—717.
  23. ↑ Sella // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  24. ↑ Соболев, p. 39.
  25. ↑ Weiss, 1998, т.II, p. 557.
  26. ↑ Weiss, 1998, т.III, pp. 290—291.
  27. ↑ Weiss, 1998, т.III, p. 308.
  28. ↑ Weiss, 1998, т.III, pp. 552—553.
  29. ↑ Антиквариат. Самая полная история антиквариата, 2001, с. 29.
  30. ↑ Антиквариат. Самая полная история антиквариата, 2001, с. 37—38.
  31. ↑ Антиквариат. Самая полная история антиквариата, 2001, с. 53.
  32. ↑ 1 2 Сидельникова, Мария. Утром стулья, вечером стулья, Коммерсант - Стиль, kommersant.ru (16 декабря 2015). Проверено 19 декабря 2015.
  33. ↑ Гнутая мебель Тонета
  34. ↑ 1 2 3 Русская мебель
  35. ↑ Н.Иконников Русская мебель в 1820-30-е годы: ампир // Альманах «Русскiй Антикварiатъ»
  36. ↑ Мебель первой четверти XIX века по проектам архитекторов
  37. ↑ 1 2 История мебели
  38. ↑ Национальный романтизм (недоступная ссылка)
  39. ↑ 1 2 Энциклопедия дома и семьи, 2002, pp. 188—190.
  40. ↑ 1 2 Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок znaytovar1 не указан текст
  41. ↑ «Анатомия» столярного стула
  42. ↑ 1 2 3 Стулья, кресла, банкетки, табуреты, скамьи — Общероссийский классификатор продукции (1993)
  43. ↑ Стулья: из века в век… плетеные стулья.
  44. ↑ 1 2 3 4 5 Кулебакин Г.И, Шепелев А.М. Стулья и кресла // Столярное дело. — Стройиздат.
  45. ↑ Столярные стулья
  46. ↑ Бобиков П. Д. Конструирование мебели. Глава X. Основные конструктивные решения мебельных изделий. § 41. Конструктивные решения стульев. Столярные стулья.
  47. ↑ 1 2 Стулья гнутые и разборные
  48. ↑ Изготовление столярных стульев и табуретов
  49. ↑ Бобиков П. Д. Конструирование мебели. Глава X. Основные конструктивные решения мебельных изделий. § 41. Конструктивные решения стульев. Рис.160. Гнутые стулья (левый)
  50. ↑ Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова. 1976.
  51. ↑ Бобиков П. Д. Конструирование мебели. Глава X. Основные конструктивные решения мебельных изделий. § 41. Конструктивные решения стульев. Рис. 155. Схема испытания стула на долговечность
  52. ↑ ГОСТ 12029-93 Мебель. Стулья и табуреты. определение прочности и долговечности
  53. ↑ Барный стулья в интерьере. koffkindom.ru. Проверено 16 декабря 2015.
  54. ↑ Из жизни четвероногих — стул
  55. ↑ Стул-седло. smartstool.ru. Проверено 16 декабря 2015.
  56. ↑ Дюран, Юлия. Cantilever, Коммерсантъ Weekend, kommersant.ru (14 октября 2011). Проверено 19 декабря 2015.
  57. ↑ Венский стул - нестареющая элегантность и австрийский шарм. worlds-interior.ru. Проверено 16 декабря 2015.
  58. ↑ История венского стула
  59. ↑ Стул-клисмос

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Гнутые стулья | Сообщество творческих людей «Авторы.ру»

Гнутые стулья. В конце 70-х, готовясь к переезду из старого помещения по переулку Химиков в новый корпус на Пионерской-3, директор приобрела 400 гнутых дубовых стульев румынского производства, в разобранном виде, в коробках, по 12 шт. в коробке. Это было в конце летних каникул. Собирать стулья было поручено мне и нескольким преподавателям под руководством завхоза. Хотя в деталях стульев и имелись отверстия под шурупы, но эти отверстия почему-то не совпадали, приходилось сверлить их заново. «Почему на деталях нет номеров?» – спрашивал я, но завхоз молчала. Сверлил я, своей самодельной ручной дрелью. Кто сверлил дуб, знает: мои свёрла ломались одно за другим. Концертный зал был забит коробками. Мы с трудом собирали по 4 стула в день. Стулья получались корявыми. Завхоз торопила: «Давай-давай! К 1 сентября надо зал освободить! Юлия Ивановна (директор) ночами не спит!» Однажды я увидел на одной из спинок стула выбитую маленькую цифру 9, и только тогда начал догадываться: на некоторых деталях я и раньше замечал какие-то крючочки, чёрточки – так это, оказывается, были следы небрежно выбитых номеров, на многих – вообще ничего не было. «Это что за цифра?» - спросил я. «Вот, брак нам на Химпроме подсунули: должны быть номера, а здесь их нет» – наконец созналась завхоз. «Так что ж ты сразу не сказала! Сколько времени зря потеряли! Следующую коробку не начинай: будем собирать по номерам. Помоги мне сделать бирки». «Какие ещё бирки? Пока ты их будешь одевать, у тебя ещё больше времени уйдёт! А потом их ещё и снимать надо! И так не успеваем, ты ещё тут со своими бирками» – и начала хохотать мне в лицо: долго, нагло хохотала, остановиться не могла: дескать, приняла же директор на работу придурка! Бирки мне пришлось делать самому. Не закончив старую, завхоз начала новую коробку. Один за другим преподаватели отказались от сборки, так как набили волдыри, заворачивая шурупы. Собирал я один. Начав новую коробку, завхоз убила ещё неделю. «Следующую коробку будем собирать по номерам – снова сказал я – и на этот раз ей пришлось подчиниться, так как до 1 сент. остались считанные дни. Наконец-то я закончил открытые коробки и принёс бирки. Это был полный триумф! Сборка пошла «со скоростью звука»: намного быстрее, чем я ожидал! Я свинчивал сиденья и спинки, завхоз подбирала рейки к спинкам. И вот, когда работа была почти закончена, в школу по ночам стали наведываться какие-то неизвестные люди, они собрали последние стулья и унесли бирки. «Что это за люди?» - спросил я. «Наши охранники» – «Наших я знаю – это другие. И где бирки?» – «Уплыли твои бирочки. С Промтрактора приходили». Позже выяснилось: не только у нас, но и в Москве, и по всей стране склады были затоварены такими же бракованными румынскими стульями. Весь этот брак, став, благодаря моим биркам, первым сортом, мгновенно превратился в мощный чёрный нал. Нал, пущенный в товарооборот, дал чёрную прибыль (в каких масштабах, объёмах, в каких производствах и товарооборотах – лучше не знать, чтоб плохо не стало.), что и «позволило нам в самый критический момент преодолеть все трудности переходного периода». Кто именно возглавил тогда всю эту аферу и взлетел на моих бирках, как на крыльях, на головокружительную высоту – знать вообще смертельно опасно. Вот почему так нервно хихикал и ёрзал на стуле прокурор РСФСР Рыбак: «А на кого вы думаете? Ну на кого вы думаете? Скажите мне, я никому не скажу!» Вот почему на меня так необычно, сверхлипко, залипали сексоты в предбаннике московской прокуратуры и в московской гостинице.

Верхушка "бирочной" криминально-финансовой пирамиды

Я уже тогда (30 лет тому назад, и даже ещё раньше) знал, что с помощью того же самого принципа бирок, только несколько иной конструкции, можно так же хорошо вылечивать любые (экономические, хозяйственные, индустриальные, научные) проблемы, и если бы мне ещё тогда, что называется, открыли двери, то сейчас ни кризиса, ни войны бы не было, но руководство (я даже знаю, кто именно!) решило иначе: просто выкинули меня с работы через суд, включив при этом в дело против меня криминальные (!) документы, а именно: акт внеочередной ревизии. Когда же я обнаружил этот криминал - судья ... вдруг умер. Это была уже вторая смерть, вероятно связанная со стульями. А первая... В общем, кто-то из школы ещё раньше, сразу после переезда в новое здание, написал анонимку про аферу со стульями, и она попала, куда надо. По этой анонимке была проведена та самая внеочередная ревизия, которая так ловко оформила свой криминальный акт, что даже профессионалы при оч. тщательном его изучении не могли найти в нём "ни сучка, ни задоринки". Так вот в период между анонимкой и ревизией один из преподавателей был "найден мёртвым на газоне" - так сказала директор. Если к этому добавить веские доводы в пользу того, что чёрный нал за стулья, с предельно высокой долей вероятности, был пущен в наркоту и автогоп на территории всей страны, то по нулям срастается не только всё вышесказанное, но и целая россыпь прилегающих по времени "ярких" событий.

Автор: левша

avtors.ru

Гнутая мебель М. Тонета – Интердекоро

В 1841 году Михаэль Тонет, родившийся в 1796 г. в Германии, запатентовал изобретение и изготовление гнутой мебели.

Илья Ксензов

В 1841 году Михаэль Тонет, родившийся в 1796 г. в Германии, запатентовал изобретение и изготовление гнутой мебели. Это, можно сказать, послужило началом производства нового вида буковой мебели с особыми формами.

После переезда в Вену, он выполнил первый заказ в стиле неорококо на не полностью гнутые стулья для дворца Лихтенштейн. А уже в 1850 году им были изготовлены полностью гнутые стулья для венского кафе, где они благополучно прослужили двадцать шесть лет. В дальнейшем Тонет занимался упрощением и совершенствованием мебели, особое внимание уделяя стульям, которые представлены в 1885 году на Парижской выставке в качестве товаров массового производства.

Скамейка фирмы "Тонет"

Низкая цена позволяет стульям быстро завоевать прилавки европейских мебельных магазинов. Было продано 40 миллионов гнутых стульев. Заказы на них приходили даже из Южной Америки. Огромную популярность приобрели  кресла-качалки, которые украшали милые, изящные, тончайшие завитки. Выпускать этот вид мебели Тонет стал в  1860 году. Также изготовлялись кушетки, столики, вешалки и предметы детской мебели.

Производство мебели фирмой «Тонет» осуществлялось по отработанной технологии, включающей несколько этапов. Первый – обработка нарезанной брусками древесины бука горячим паром в течение строго выверенного времени, чтобы образовалась необходимая гибкость. Второй – растяжка и сушка выпаренных планок на металлических формах. Третий – придание брускам разнообразных форм путем механической обработки. Четвертый и последний –  конечная сборка предметов мебели.

Венский стул, выполненный  из гнутой древесины, в классическом исполнении появился на свет в 1859 году — проще и изящней, пожалуй, не придумать. В основе два прутка из дерева, одновременно играющие роль спинки и ножек, две отдельные передние ножки, положенные в основание сиденья обод и пригоршня шурупов. Детали изготавливались быстро, собирались стулья  легко и стоили дешево.

Производство Венской мебели, как стали называть гнутую мебель, достигло просто невероятных размеров. В конце XIX в ее изготавливали уже шестьдесят фабрик, куда поставляли древесину из буковых насаждений, площадь которых  составляла 150 тыс. га. Древесину бука предпочитают для производства Венской мебели потому, что она лучше всего поддается изгибу.

Однако с приходом нового ХХ столетия «скромные», «бедноватые» формы гнутой мебели Тонета начинают отступать в тень, а в двадцатых годах такая мебель выглядит уже устаревшей. Для поправки своих дел фирмой «Тонет» организуется международный конкурс, направленный на поиск новых идей в производстве гнутой мебели, предназначенной для сидения.  Но никаких особо интересных разработок представлено не было. Лишь знаменитое кресло-качалка М.Тонета было заменено новым, более современным и лаконичным.

Стол дизайнера М. Тонета

В 20-х-30-х годах прошлого века к разработкам новых форм гнутой мебели привлекались и другие предприятия. Благодаря их деятельности в традиционные формы мебели фирмы «Тонет» были внесены существенные изменения.  Финским архитектором А.Аалто были изобретены и впервые использованы гнутоклееные элементы, впоследствии широко распространившиеся по миру, и применяющиеся даже сегодня. Они обладают высокой прочностью и требуют меньше материалов.

Технология изготовления гнутоклееных элементов более проста, чем гнутых, соответственно, можно получить большее разнообразие форм. По этой причине Венская мебель не могла конкурировать с гнутоклееной и была ей вытеснена. Экспериментирование привело к появлению новых оригинальных форм, к нестандартным решениям, например, к производству  штампованных изделий. Штамп выбивал заготовки, которые впоследствии под прессом обретали необходимую форму.

Однако изменение стилей оставляет элегантную венскую гнутую мебель вне времени. Ее особый художественный облик позволяет вписаться практически в любой интерьер. Она может органично смотреться и в роскошных апартаментах и в скромной квартире. Гнутая мебель преодолела долгий и сложный путь развития, но до конца этой длинной истории еще далеко.

www.interdecoro.ru

Стулья Википедия

Стул гнутовыклейный

Стул — мебель, предназначенная для сидения одного человека, со спинкой и сиденьем[1][2][3][4] с подлокотниками или без них[5].

Стул отличается от табурета наличием спинки[2]. Разграничение между стулом и креслом — комфортабельность изделия[5], рабочее кресло при этом может вовсе не отличаться от рабочего стула[6]. В то же время кресло может рассматриваться как род стула[7][8].

Стулья — самый распространённый и массовый вид мебели[9], существует множество видов, моделей и фасонов стульев. Возможно, стул больше всех других предметов мебели подвержен влиянию моды[10].

Изобретателями стула как сиденья со спинкой, по-видимому, являются древние египтяне, самые древние нарисованные и найденные стулья относятся к третьему тысячелетию до н. э.

Основные части стула — сиденье, спинка и ножки. Традиционно стул имеет четыре ножки, отдельные или связанные попарно в конструкции типа «ножницы» (Х-образная конструкция). Количество ножек может варьироваться, существуют модели стульев без отдельных ножек — например, консольный стул. Спинка стула конструкционно может быть продолжением задних ножек (цельные задние ножки) или же представлять собой отдельный элемент, быть сплошной, сквозной или наборной. Стулья могут быть и жёсткими, и мягкими; по материалу и способу изготовления стулья бывают столярные (из цельнодеревянных элементов), гнутые (из древесины лиственных пород), клееные (из шпона), плетёные (из ивовых прутьев), металлические, пластиковые и смешанные.

Этимология[ | код]

Слово «стул» считается древнерусским заимствованием из германских языков, ср., например, крымско-готский stul[11], древнеисландск. stóll или нем. Stuhl[12][13]. Столяр, изготовлявший стулья, именовался на Руси «стульник» или «стульщик»[2].

История[ | код]

Возможно, изобретателями стула как сиденья со спинкой являются древние египтяне[14]. Самые древние найденные стулья относятся к III династии Древнего Египта (3-е тысячелетие до н.э)[15]. Древнейшие и самые простые по устройству стулья в Древнем Египте были массивными, кубической формы, позднее, под влиянием отношений с Ближней Азией, стали использоваться стулья более сложных форм, с фигурными ножками и подушками, а также складные стулья с кожаными сиденьями и металлические табуреты[16]. Древнейшие найденные рисунки стула относятся ко временам II династии, и на них можно видеть простые стулья с прямыми ножками и спинкой и подушкой для смягчения сидения[17]. Распространены были стулья и табуреты с крестообразно (по типу ножниц) устроенными ножками[18]. У ассирийских стульев отмечается изменение форм от замысловатых (округлённых и изогнутых очертаний, ножек в виде ноги животного) к более простым формам — прямоугольному соединению прямых ножек с сиденьем. При этом стулья и тронные стулья, как и другая ассирийская мебель, богато украшались резьбой, накладками из бронзы и драгоценных металлов, покрывались коврами. В домах простых людей чаще использовались складные стулья, их тоже, хотя бы иногда, покрывали коврами[1

ru-wiki.ru

О гнутых стульях. Недвижимость Украины

Обеденная группа со столом из стекла всегда выглядит ошатн и легкой, украшая любое помещение. Особенно там, где пространство кухни и приветственные объединенные. Существует мысль, которая одним из недостатков этого материала есть то, что стекло легко загрязнить. Что же, на нем действительно остаются отражения пальцев. Впрочем, их нетрудно отстранить, протерев стол салфеткой. А вот ставить на него раскаленные кастрюли и в самом деле не стоит - стекло может треснуть. Но разве это может остановить тех, кто ценит декоративность и оригинальность изделий из этого материала?

Естественно, что, определившись с выбором стола, мы заодно купим и стулья к нему. Много производителей даже выпускают обеденные зоны, укомплектованные сразу и тем, и другим. Это особенно актуально, если вы отдали предпочтение дереву и уважаете точное соответствие цветовой палитры. Объединенные общим стилевым решением, такие предметы, безусловно, украсят вашу столовую. Однако сводить в ранг закона такой подход не стоит. И тогда к итальянскому столу можно будет подобрать качественные стулья, изготовленные отечественным производителем. А материал и цвета обивки выбрать с подобранных самостоятельно или предложенных изготовителем вариантов. Особенно это касается тех случаев, когда обеденная зона располагается в едином пространстве студийного типа.

Согласитесь, такой вариант предоставляет возможность для реализации интересных дизайнерских идей! Цвета обивки может отвечать оттенку фасадов кухонной мебели или см.ана, который находится в этой же зоне. А вот к столу из стекла тем более придет подыскивать стулья отдельно. ЕСТЬ, правда, у итальянских производителей и стеклянные полукресла, но пока эти модели пользуются спросом у действительных оригиналов. Другие с удовлетворением приобретают к стеклянному столу стулья из пластика в соединении с металлом или в мягкой обивке с кожи, ткани или алькантары (искусственный материал, который напоминает замшу, но владеет больше высокой износоустойчивостью, эластичностью, непритязательный в отходе и не выгорающий на солнце).

Чтобы не растеряться, оказавшись один на один из огромными ассортиментами стульев, предлагаемых сегодня мебельными салонами, лучше осознать, какие факторы должны влиять на ваш выбор. Итак, красивый стул должен быть удобным для сидения. И в первую очередь это зависит от его мягкости. По этому критерию все стулья делятся на твердые, полумягкие и мягкие. Стул можно считать красивым, если сидя на нем даже несколько часов, у вас не затекают ноги и не устает спина. Конечно, предъявлять такие требования неуместно к изделиям из категории эконома-класса. Разрешить себе тестировати модель перед запуском в массовое производство и доказывать к совершенству ее соответствие анатомическим особенностям человеческого тела могут только производители с большим опытом и именем.

И если вы серьезно настроены на покупку, попробуйте, или комфортно вам сидеть, или удобно откидываться на спинку, или не мешает что-нибудь ногам? Следующий фактор, который влияет на выбор стульев, - их прочность. Она в первую очередь зависит от конструкции и используемых материалов. Конструктивно они делятся на столярные, гнутые и стулья смешанной конструкции. Каркас нескладного в изготовлении столярного стула представляет собой две боковины (одна из ножками, вторая - со стойками спинки), соединенных впереди и позади брусками-царгами. В другом варианте бруски могут соединять боковые части стула. Ножки и спинка могут также отдельно крепиться к раме-сидению.

О гнутых стульях, которые мы чаще называем венскими, нельзя сказать лучше, чем известный архитектор Шарль Ле Корбюзье: «До сих пор не созданный ничего настолько элегантного по форме, настолько качественного по разработке и настолько целесообразного по конструкции». Их родоначальником стал в XIX столетии австриец Михаил Тонет, а суть его открытия сводилась к умению правильно вымочить деревянные заготовки и прибавить им в процессе сушения нужную форму. И по сей день дизайнеры представляют венский стул в качестве примера оптимального соединения формы и технологии. Модели стульев, которые изготовлены с одного материала, сейчас встречаются редко. Чаще производители комбинируют разные материалы, добиваясь универсальности, привлекательного внешнего вида и красивых технологических характеристик изделия. Каркас стула обычно изготовляют из дерева (вишня, орех, береза, бук, сосна) или металла (сталь или алюминий).

Другие детали могут быть выполнены с деревья, пластика и металла. Оговоримся сразу - пластик больше приемлемый для использования в кухне, хотя некоторые дизайнерские идеи, воплощенные в нем, довольно интересные. Стул с обивкой из ткани больше обычный в интерьере россиянина, но в сравнении с новыми материалами ткань не так практическая. Однако выход есть - при покупке поинтересуйтесь, можно ли будет со временем сменить обивку на модели, которая понравилась. Приобретая стулья отдельно, необходимо самостоятельно рассчитать, сколько их потребуется. Это зависит от размеров стола, а также предвиденного количества лиц, которые принимают участие в трапезе. К маленькому столу длиной от 70 до 110 см. довольно приобрести два-четыре стула. Модель размером 120-160 см. следует укомплектовать четырьмя-шестью стульями. Стол длиной 180 см. потребует наличия восьми стульев, а если столешница раскладывается, треба прибавить по двум стула на каждые 50 см.

Таким образом, за столом длиной 3,5 м может сесть уже 14 человек! Остается продумать одно: если вы не планируете рассаживать гостей на разномастные стулья, найдите место для хранения лишних экземпляров. Кстати, некоторые модели заграничных производителей могут сохраняться целиком компактно, будучи вставленными один в другой. Здесь сохраняется фамильное серебро и красивая посуда (согласитесь, современный стиль интерьера не припускает демонстрацию сервизов и сувениров). Но даже если обеденная зона располагается в открытому просторные студии, буфет может появиться и здесь. Правда, в измененном виде, часто с глухой дверцей. И какой бы стиль вы не предпочли, в каждом доме сегодня можно обустроить территорию, где собираются домочадцы или происходят приемы гостей. Тем более, что возрастающий темп жизни просто заставляет нас ощутить необходимость в таких оазисах тепла и уюта. Чашка надеясь за круглым столом под абажуром и задушевной беседой - что может быть лучше?

www.reallook.com.ua