Рупор Петрозаводска. Чертов стул


Места силы Карелии-5: Урочище Чертов стул

Окрестности Петрозаводска полны сюрпризов. Один из самых знаменитых — урочище Чертов стул на окраине поселка Соломенное. Чертов стул представляет собой обширную каменную площадку на краю горы Большая Ваара, образованную выходами скальных пород и по форме напоминающую стул. Размеры этого природного сооружения впечатляют: высота «сиденья» — 80 метров, а «спинки» — 113 метров. С «сиденья» Чертова Стула открывается потрясающий вид на Онего и Петрозаводск. Правда, сейчас очертания предмета мебели в скальных породах угадываются с трудом, поскольку «спинка» стула заросла сосновым и еловым лесом.

Геологи этим каменным памятником заинтересовались в XIX веке. По сообщению А. Ф. Бордзынского (1867 г.), т. н. «соломенский камень» (соломенская брекчия) твердостью своей в два с половиной раза превосходил Белогорский мрамор. Предпринимались попытки ломки этого камня на скале напротив пролива, но по причине трудоемкости и твердости материала разработки были прекращены.

Однако научные изыскания продолжились. Вот что известно сейчас о Чертовом стуле и окрестностях. 2 млрд. лет назад в этой местности можно было наблюдать не мирные карельские ландшафты с застывшими скалами над гладью онежских вод, а активные вулканические процессы с ручьями горячей лавы и долго не оседающим пеплом в воздухе… Неподалеку от урочища (на восточной границе Соломенного) было обнаружено жерло вулкана — Соломенский некк. Застывшая лава с прослойками туфов и есть основа обнаженных скал Чертова стула.

Не менее интересны в истории урочища были времена позднего ледниковья и послеледниковый период. После освобождения территории ото льда уровень Онежского озера составлял 84–85 м над уровнем моря, т. е. все скальное обнажение «Чертов стул» было скрыто под водой. При потеплении климата в послеледниковый период происходило снижение уровня Онежского озера, и в настоящее время его воды омывают берег на высоте 33 м ниже уровня моря.

Кроме того, в послеледниковое время на территории Карелии происходили сильные (до 8–9 баллов), землетрясения. Не обошли стороной эти природные катаклизмы и Чертов стул. Сейчас геологи ведут активные изыскания в районе Ботанического сада, где реконструируются швы на поверхности земли, замеряется глубина очагов, делаются магнитные замеры. А мы с вами можем увидеть последствия этих тектонических движений — обвалы и каменистые осыпи у подножия Чертова стула.

Не менее интересным был послеледниковый период в ботаническом отношении. За последние 10–12 тыс. лет, после отступления с территории Карелии ледника происходила смена самых разнообразных растительных комплексов, связанных с изменением климата и воздействием человека. Современная растительность территории отличается значительным участием бореальных (таежных) видов, из которых наиболее известными являются ель европейская, черника, брусника, майник двулистный и многие другие. Господствующими являются сосновые и елово-сосновые лишайниковые и зеленомошные типы леса. Распространены также ельники зеленомошные и травяные. Уменьшение участия широколиственных видов в настоящее время объясняют похолоданием климата, а также воздействием человека — вырубкой лесов и пожарами.

Но в окрестностях Соломенного, примечательных богатством и разнообразием флоры, сохранились группы деревьев липы, неморальные кустарники и травы, а также отдельные популяции ольхи черной. На скалах Чертова стула можно найти редкие для Карелии виды растений: степной вид змееголовника Рюйша, душицу обыкновенную, лук-скороду, папоротник асплениум нитевидный и некоторые другие. Невероятно красивы скалы, покрытые узорным цветным ковром из тимьяна, очитка едкого, фиалки трехцветной, смолки обыкновенной…

Известным историческим фактом является то, что один из современных районов Петрозаводска — Соломенное — гораздо старше самого города, его центральных районов. Побережье Петрозаводской губы, в т. ч. и окрестности Чертова стула, в те времена были богаты лесными, рыбными и охотничьими ресурсами. В более поздние времена на этих территориях велась активная хозяйственная деятельность: проводилась вырубка лесов, часть земель использовалась под пашни и сенокосы. Даже под скальным обнажением в урочище Чертов стул мы можем заметить ровницы или грудницы — небольшие горки камней, убранных с мест посевов.

В 1906–1907 годах здесь происходили собрания Петрозаводской группы РСДРП. О популярности этого места в более поздние годы свидетельствует и появление в 1939 г. маршрута «Петрозаводск — Пески — Чертов стул» для озерного речного трамвая «Советская Карелия» на 70 мест. В 1951 г. здесь был основан первый и единственный ботанический сад в Карелии. А в 1987 г. урочище «Чертов стул» получило статус геологического памятника природы регионального значения, хранящего память о процессах и явлениях, происходящих на территории Карелии со времен протерозоя.

"Чертов стул" представляет собой обширную каменную площадку на краю горы Большая Ваара, образованную выходами скальных пород и по форме напоминающую стул.

Правда, сейчас очертания предмета мебели в скальных породах угадываются с трудом, поскольку «спинка» стула заросла сосновым и еловым лесом.

«Урочище "Чертов стул» представляет собой береговые обнажения и скальные уступы с выходом вулканогенных образований суйсарского вулканического комплекса возрастом около 1 900 млн лет.Сложен лавами древнего вулкана. 

У подножия Чертова стула остались следы сильных землетрясений (до 8-9 баллов), которые происходили на территории Карелии в послеледниковый период.Вот такие гигантские трещины местами прорезают эти скалы!

Неподалеку от урочища (на восточной границе Соломенного) было обнаружено жерло вулкана - Соломенский некк. Застывшая лава с прослойками туфов и стала основой обнаженных скал Чертова стула.

Скалы образованы продуктами извержения: шаровыми лавами с хорошо сохранившимися структурами и текстурами, выше залегают агломератовые туфы, в верхней части – лавовые потоки с вариолитовыми структурами.

У подножия скального обнажения располагается обвал — результат сейсмической активности в послеледниковое время.

Чёртов Стул также является известным языческим святилищем под Петрозаводском. Раскопки показали,что на вершине Чёртова стула некогда язычники совершали мантические ритуалы -гадали по обожженным в огне оленьим лопаткам.

Легенда о "Чертовом стуле"

Народ не мог оставить без внимания такое,почти мистическое, место. Легенда гласит, что давным-давно, когда не было на берегах Онего города Петрозаводска, когда в лесах водились звери невиданные, жил один старый-престарый дед. И была у него внучка по имени Пай. Жили они в лесу,на Петушинной Горе (Kukonmaki). Каждое утро дед садился в лодку и уезжал на рыбалку. Каких рыб он только не привозил вечером: и щук, и окуней, и плотву, и лещей, и сигов. Жили дед и внучка счастливо, да недолго. Однажды околдовала внучку старая колдунья Суйсарь, одурманила наливкой вкусной и сосватала за самого черта, который жил на другом берегу. А у черта было кресло огромное, стул страшный, и любил он сутками на том стуле сидеть, да на озеро глядеть. А жену молодую на остров упрятал, чтобы сидела там, да песни пела. Так и сидят они до сих пор: чёрт на своём стуле, а жена на Пай-острове.

Славянская культура

maxpark.com

Сильные заговоры, обряды, обереги, гадания

Прямо на окраине карельской столицы, в нескольких минутах ходьбы от местечка Соломенное, возвышается скала Чертов Стул. Она стоит на противоположном берегу Петрозаводской губы Онежского озера. И потому петрозаводчане любят приезжать сюда на пикники и приходить на прогулки. Но довольно часто отдых здесь заканчивается печально. И виной всему именно сама скала...

Впервые о влиянии Чертова Стула я услышал очень давно от своего знакомого, — рассказывает известный этнограф, заведующий сектором этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Константин Логинов. — Тот приехал в Карелию в 14 лет. У него девочка была в Соломенном, он любил ее. Как-то пошли они гулять на Чертов Стул. И парню, по его словам, «крышу снесло». Говорит, захотел на нее наброситься, изнасиловать. А ушли оттуда — и все нормально стало.

— Те же свадьбы, что приезжают на Чертов Стул гулять, — продолжает Логинов. — Посидят там три-четыре часа, и драка возникает. Друзья детства порой друг другу морды бьют. Вот вам и пример влияния геопатогенной зоны. Мгновенно мы этого ощутить не можем, но от долгого пребывания здесь для простого человека возможны последствия.

А вот колдуны это место любят. Дважды здесь проходили всесоюзные съезды колдунов. Для них это место энергетической силы. — На Чертовом Стуле очень мощная энергетика, — говорит Логинов. — Когда там стоишь с биоэнергетической рамкой, она, не переставая, вращается. И не вправо, а в обратную сторону. То есть энергия там отрицательная. Я приводил сюда свою знакомую, тоже из колдунов. Она стоит на скале — и ей хорошо. А мне — плохо. У людей разная энергетика. Мне хорошо в «положительных» местах. Настоящим же колдунам все равно, они подзаряжаются даже в геопатогенной зоне. И приезжают оттуда мощными, сильными.

Среди студентов, которые проходят практику в расположившемся по соседству Ботаническом саду, бытует легенда, что, если переночевать на скале или под скалой, можно тронуться умом. Но это уже из области небылиц. Тем более что сколько людей, столько и историй.

— Мы тут с матфаком ночевали в лесу неподалеку от Чертова Стула, — рассказывает бывший студент Петрозаводского государственного университета Денис Минчуков. — Многие напивались, кто-то засыпал на самом краю скалы или прыгал по камням с риском свалиться вниз. Но не зря говорят — пьяных черт бережет...

СВЯТИЛИЩЕ

Когда-то на Чертовом Стуле совершались языческие ритуалы: советский археолог Александр Брюсов обнаружил здесь древнее саамское святилище.

— На самой верхушке скалы под верхним слоем земли он нашел каменную кладку. Под ней — несколько обожженных лопаток оленей. По ним древние гадали: удачным ли будет путь, не будет ли препятствий, — рассказывает Константин Логинов. — Так что святилище здесь было абсолютно точно.

На мысль о том, что к Чертову Стулу приложили руку древние люди, наводила и форма некоторых камней. В большинстве своем и сама скала, и камни здесь округлые. Оно и понятно, ведь когда-то Чертов Стул находился на дне Онежского озера, а поднялся наверх из-за сдвига коры. Сход ледников и воздействие воды довершили дело.

Но отдельные глыбы имеют прямоугольную форму — будто вырублены кем-то. Например, сам «стул», на котором, по легенде, сидел черт и смотрел на Петрозаводск. Увидеть кресло демона можно, только если аккуратно подойти к краю скалы и глянуть вниз. В центре скального обрыва расположено каменное сиденье с подлокотниками. Отмахнуться от мысли, что его кто-то специально вырубил в скальной породе, просто невозможно. Правда, судя по размерам каменного кресла, его владелец был ростом никак не меньше десяти метров. Ну а вид на озеро и противоположный берег открывается здесь просто потрясающий. Ясно, что местечко для своего «стула» черт выбирал с любовью и разборчиво. Правда, и спрятал он свой «стул» так, что, если не знать, где он находится, его и не найдешь. А вот свернуть себе шею в поисках ничего не стоит: скала в этом месте обрывается довольно круто, если не дай бог что, лететь вниз придется целых 35 метров.

Сфотографировать чертово сиденье тоже крайне сложно: «стул» сливается со скалами, будто прячась от человеческого взгляда.

ДРЕВНИЙ ВУЛКАН

Энергетическая сила Чертова Стула объясняется и геологическими особенностями местности. Недалеко отсюда расположено жерло древнего вулкана. И сами скалы — это застывшая лава и туф. Ученые исследуют здесь глубину земных швов и силу магнитного поля. Но не только. Рядом с Чертовым Стулом расположен один из самых северных в России ботанических садов. Здесь выращивают растения, которые больше в Карелии не растут нигде. Но именно близ древнего вулкана приживаются и хорошо зимуют, несмотря на морозы. Да и на самих скалах Чертова Стула растут эндемики — растения, которых не встретишь больше нигде на Русском Севере: степной вид змееголовника Рюйша, лук скорода, папоротник асплениум нитевидный и другие.

Любопытно, что по соседству с Чертовым Стулом находится и место выхода положительной энергии. Это еще одна скала — огромный гладкий валун, расположенный прямо у дороги, что ведет из Соломенного в Заозерье. С этой скалы открывается вид на Логмозеро. «Там созревает первая земляника, первая черника, — говорит Константин Логинов. — Там человек моего типа, положительной энергетики, очень хорошо себя чувствует».

У дороги, что ведет на Чертов Стул, монахи еще 230 лет назад выстроили церковь. Сретенский храм — старейший в Петрозаводске.

И еще один парадоксальный факт: у дороги, что ведет на Чертов Стул, монахи еще 230 лет назад выстроили церковь. Сретенский храм — старейший в Петрозаводске. «Так уж получается: бывшее языческое святилище, как правило, становится местом основания церкви», — отмечает Логинов. В Карелии многие церкви и часовни — соседи древних культовых объектов, мест силы и поклонения. Это относится и к Валааму, и к Кижам, и к Соловкам.

Местные же ходят в церковь, чтобы очиститься после посещения Чертовой скалы. Мол, идешь мимо церкви, обратился к Богу и чертовщинку за собой не потащил. Останется она здесь, в этом лесу, среди сосен и скал, что когда-то так полюбились нечистому...

www.silnye-zagovory.com

Чертов стул. (Языческие святилища Карелии)

На обширном пространстве лесной полосы, протянувшейся к востоку от Соломенного на берегу Петрозаводской губы Онежского озера, наш взгляд непременно останавливается на выделяющемся объекте - открытом участке под самой высокой горой, имеющей название Большая Ваара. Это урочище - так называемый Чертов стул - всегда было примечательно как для туристов и отдыхающих, так и для специалистов разного профиля. Уже в XIX веке скальные обнажения в окрестностях Соломенного привлекали внимание геологов. По сообщению А.Ф. Бордзынского (1867), т.н. «соломенский камень» (соломенская брекчия) твердостью своей в два с половиной раза превосходил Белогорский мрамор. Предпринимались попытки ломки этого камня на скале напротив пролива, но по причине трудоемкости и твердости материала, разработки были прекращены.

Если еще глубже окунуться в историю, на 2 млрд. лет назад, в этой местности мы встретим не мирные карельские ландшафты с застывшими скалами над гладью онежских вод, но будем свидетелями активных вулканических процессов, увидим ручьи горячей лавы, долго не оседающий пепел в воздухе... Неподалеку от урочища (на восточной границе Соломенного) было обнаружено жерло вулкана - Соломенский некк. Застывшая лава с прослойками туфов и есть основа обнаженных скал Чертова стула.

Не менее интересны в истории урочища были времена позднего ледниковья и послеледниковый период. После освобождения территории ото льда уровень Онежского озера составлял 84-85 м над уровнем моря, т.е. все скальное обнажение «Чертов стул» было скрыто под водой. При потеплении климата в послеледниковый период происходило снижение уровня Онежского озера, и в настоящее время его воды омывают берег на высоте 33 м ниже уровня моря.

Кроме того, в послеледниковое время на территории Карелии происходили сильные (до 8-9 баллов), землетрясения. Не обошли стороной эти природные катаклизмы и Чертов стул. Сейчас геологи ведут активные изыскания в районе Ботанического сада, где реконструируются швы на поверхности земли, замеряется глубина очагов, делаются магнитные замеры. А мы с вами можем увидеть последствия этих тектонических движений - обвалы и каменистые осыпи у подножия Чертова стула. Кстати, хотя территория Карелии и относится к асейсмической зоне, в ближайшие годы геологи прогнозируют землетрясение, которое, вероятно, затронет Кольский полуостров и Беломорье.

Языческими "святилищами" следует именовать священные рощи, в которых совершались языческие обряды, а также каменные культовые комплексы, созданные некогда язычниками для отправления языческих культов. К каменным культовым комплексам, по определению карельского археолога М.М. Шахновича, следует относить прежде всего "группы камней, имеющих четкие признаки деятельности человека: искусственные "навершия", "ножки" или явно преднамеренную группировку". Таковые в изобилии встречаются на горе Воттовара на севере Карелии. Если культовые камни расположены внутри священной рощи, то они вместе образуют Я.С

Из скал самым известным Я.С. под Петрозаводском являлся Чертов Стул. Раскопки В.Я. Брюсова показали, что на вершине Чертова стула некогда язычники совершали мантические ритуалы - гадали по обожженным в огне оленьим лопаткам. К священной скале, расположенной в урочище Красная Щельга в северо-западном Заонежье, болеющие заонежане и карелы ходили, чтобы вырезать ножом на ее мягкой скальной породе изображение больного органа, свою фамилию либо личный фамильный знак. Считалось, что этот ритуал возвращал больным здоровье. Даже в первой трети ХХ века люди верили, что поход к этой скале заменяет паломничество в известнейшие монастыри.

1987 г. урочище «Чертов стул» получило статус геологического памятника природы регионального значения, хранящего память о процессах и явлениях, происходящих на территории Карелии со времен протерозоя.

rupor.sampo.ru

Чёртов стул — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статьеКоординаты: 61°50′24″ с. ш. 34°23′33″ в. д. / 61.84000° с. ш. 34.39250° в. д. / 61.84000; 34.39250 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=61.84000&mlon=34.39250&zoom=12 (O)] (Я)

Чёртов стул — урочище, геологический памятник природы, находится на юго-восточном склоне горы Большая Ваара — бывшего вулкана. Располагается в черте города Петрозаводска, в районе Соломенное, на северо-восточном побережье Петрозаводской губы Онежского озера.

Описание

Чёртов стул — каменный массив, по форме напоминает стул с «сиденьем»-поляной и «спинкой» — отвесной скалой высотой 122 м над уровнем моря. Скальные выходы массива представляют фрагменты крупной вулканической постройки нижнего протерозоя (суйсарское время). Скалы образованы продуктами извержения: шаровыми лавами с хорошо сохранившимися структурами и текстурами, выше залегают агломератовые туфы, в верхней части — лавовые потоки с вариолитовыми структурами.

Чёртов стул — традиционное место отдыха петрозаводчан и туристов.

Напишите отзыв о статье "Чёртов стул"

Литература

  • Хохлова Т. Ю., Антипин В. К., Токарев П. Н. Особо охраняемые природные территории Карелии. (2-е изд., дополненное). — Петрозаводск: изд-во КарНЦ РАН, 2000. — 312 с., ил.
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р — Я. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. — С. 197—384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3)

Ссылки

  • [kartravel.ru/geology.html Геологические памятники природы]
  • [www.visitpetrozavodsk.ru/ru/nature/chair Урочище «Чёртов стул»]
  • [www.karjalan.ru/petrozavodsk/item/2791-chertov-stul.html Чёртов стул]

Отрывок, характеризующий Чёртов стул

– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна. – Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт. – Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи. – Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос. – Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе. – Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора. – Mais, mon cher m r Pierre, [Но, мой милый Пьер,] – сказала Анна Павловна, – как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины? – Я бы спросил, – сказал виконт, – как monsieur объясняет 18 брюмера. Разве это не обман? C'est un escamotage, qui ne ressemble nullement a la maniere d'agir d'un grand homme. [Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.] – А пленные в Африке, которых он убил? – сказала маленькая княгиня. – Это ужасно! – И она пожала плечами. – C'est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит. Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.

wiki-org.ru


Смотрите также