История декоративных стилей: ампир. Ампир стул


Ампир: интерьер, архитектура, материалы и детали предметов декоративного стиля

Дата: 02.09.2015 , Обновлено: 02.11.2017

В 1804 году Бонапарт назвался императором Наполеоном I и ввел в моду декоративный стиль ампир с древнеримскими мотивами. Все в этом “стиле империи” прославляло императора. В России ампир закрепился при Александре I: победив в войне 1812 года, русский царь присвоил и стиль “Буонапарте”. С одним важным отличием: в России мотив славы государственной был важнее личности монарха.

  • Жан Огюст Доминик Энгр, “Портрет Наполеона на императорском троне”, 1806. Справа: ваза с фрагментом картины Жака Луи Давида “Наполеон на перевале Сен-Бернар”, 1811, Лувр.

  • Джордж Доу, портрет Александра I, 1824. Справа: ваза “Россия”, Императорский фарфоровый завод, 1828, Государственный Эрмитаж.

  • Архитектура

    Главная архитектурная форма ампира – триумфальная арка. Она самая римская: именно в Риме изобрели арочную конструкцию. Вообще она из архитектурного обихода не исчезала никогда, но ампир сделал арку строже, воинственнее. И солиднее: барочные арки были в основном временными и театральными, а французские в честь побед Наполеона (и русские в честь победы над ним) – это мрамор, гранит и бронзовое литье. 

  • Триумфальная арка, Шарль Персье и Пьер Фонтен, 1806–1807, Париж.

  • Нарвские триумфальные ворота, Василий Стасов, 1827–1834, Санкт-Петербург.

  • Еще один ампирный архитектурный жанр – триумфальная колонна: например Вандомская, отлитая по образцу колонны Трояна из бронзы захваченных под Аустерлицем пушек, и наш Александрийский столп – он выше Вандомской колонны на четыре метра.

  • Вандомская колонна, Луи Огюст Лепер и Жак Гондуэн, 1806–1810, Париж.

  • Александрийская колонна, Огюст Монферран, 1834, Санкт-Петербург.

  • Интерьер

    Главные художники французского имперского стиля Шарль Персье и Пьер Фонтен были талантливыми декораторами и употребили свой талант в основном на создание интерьеров и дизайн мебели. 

    Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне, декораторы Шарль ­Персье и  Пьер Фонтен.

    Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне, декораторы Шарль ­Персье и  Пьер Фонтен.

    В России архитекторам, работавшим в стиле ампир, равно удавались все формы – от мебели до дворцов. Главные “мастера на все руки” – итальянец Карл Росси и француз Огюст Монферран. Единственный русский “многостаночник” – Андрей Воронихин.

  • Интерьер Белоколонного зала, Михайлов­ский дворец, Карл Росси, 1819–1825, Санкт-Петербург.

  • Адмиралтейство, реконструкция  Андреяна Захарова, 1805–1819, Санкт-Петербург.

  • Материалы

    В 1801 году Персье и Фонтен выпустили книгу “Собрание эскизов для украшения интерьера”, которая послужила образцом для мебельщиков и декораторов всей Европы. Хорошо знали это издание и русские архитекторы. Однако русский ампир не стал точной копией французского – скорее, его вольным переводом. Французскую ампирную мебель, как правило, изготавливали из красного дерева, в отделке активно использовали бронзу и мрамор. 

  • Консоль, мрамор, Франция, начало XIX века.

  • Кабинет Жозефины, красное дерево, мастер­ская братьев Жакоб, Франция, 1809.

  • Русские мастера вместо заморского дерева махагони (вид красного дерева) использовали для производства мебели карельскую березу, ясень, тополь. Для столешниц с Урала доставляли малахит, лазурит и другие поделочные камни. Роль бронзовых накладок на деревянной мебели исполняла резьба, покрытая позолотой.

  • Консоль, Россия, Петергофская гранильная фабрика, начало XIX века, Государственный Эрмитаж.

  • Секретер, массив карельской березы, Россия, начало XIX века.

  • Детали

    Персье и Фонтен создали для ампирного декора строгую систему образов: например, пчела, окруженная лавровым венком, обозначала Наполеона, а лебедь – императрицу Жозефину. Французский ампир закончил свое существование вместе с отречением Наполеона от престола в 1814 году. 

    Блюдце и чашка, Франция, 1810-е, дворец Мальмезон.

    Блюдце и чашка, Франция, 1810-е, дворец Мальмезон.

    В России он продержался до середины XIX века. Самобытность русского ампира проявилась в деталях: сочетание позолоченной резьбы с деревом, выкрашенным в белый цвет, считается изобретением русских мастеров, как и многоцветная обивка – у французов обивки были в основном однотонными или уж с лавровыми венками.

    Стул, Россия, первая четверть XIX  века, музей-усадьба “Останкино”.

    Стул, Россия, первая четверть XIX  века, музей-усадьба “Останкино”.

    Египетские мотивы

    После Египетского похода Наполеона в 1797 году в Европе вошел в моду Восток вообще и Древний Египет в частности. Соответственно, мебель покрылась изображениями сфинксов, ибисов и иероглифами. 

    Консоль, Франция, конец XVIII века, Государственный Эрмитаж.

    Консоль, Франция, конец XVIII века, Государственный Эрмитаж.

    В изделиях русских мебельщиков эти элементы “обрусели”: крылатые сфинксы у стола-консоли бровасты и пышногруды, как наша сказочная птица сирин.

    Консоль-витрина, Россия, первая четверть XIX века. Музей-усадьба “Останкино”.

    Консоль-витрина, Россия, первая четверть XIX века. Музей-усадьба “Останкино”.

    Пальметта и акант

    Два главных ампирных орнамента имеют разное, но одинаково древнее происхождение. Классический акант, декоративная форма в виде стилизованных листьев или стеблей акантуса – мотив античный. 

    Вверху: акант, фрагмент орнамента стола-геридона, Сервская мануфактура, 1803–1806, дворец Фонтенбло. <br />
Внизу: пальметта, орнамент чайного сервиза Наполеона и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Вверху: акант, фрагмент орнамента стола-геридона, Сервская мануфактура, 1803–1806, дворец Фонтенбло. Внизу: пальметта, орнамент чайного сервиза Наполеона и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    А пальметта, веерообразный орнамент в виде пальмового листа – дань все той же восточно-египетской моде.

    Пальметты и акант, деталь дивана, Россия, 1830-е, музей-усадьба “Останкино”.

    Пальметты и акант, деталь дивана, Россия, 1830-е, музей-усадьба “Останкино”.

    Звериные мотивы

    Еще один верный признак ампира – звериные мотивы. Львы, орлы и змеи, ассоциирующиеся с мужеством, силой и мудростью, были самыми популярными “ампирными” животными. 

    Стол-геридон, мастерская братьев Жакоб, Франция, ок. 1803, Государственный Эрмитаж.

    Стол-геридон, мастерская братьев Жакоб, Франция, ок. 1803, Государственный Эрмитаж.

    Их стилизованные головы и лапы украшали подлокотники и ножки мебели, а спинки и боковины кресел и диванов нередко имели форму орлиного крыла.

    Диван по проекту Андрея Воронихина, Греческий зал Большого дворца <br />
в Павловске, 1803–1804.

    Диван по проекту Андрея Воронихина, Греческий зал Большого дворца в Павловске, 1803–1804.

    Кариатиды

    Мебель ампира была архитектурой в миниатюре: классичной, симметричной и суховатой. А кроме того, украшалась такими сугубо архитектурными деталями, как колонны и кариатиды. 

    Консоль, мастер­ская братьев Жакоб, Версаль.

    Консоль, мастер­ская братьев Жакоб, Версаль.

    На их деревянных или бронзовых плечах покоится большая часть всех столешниц, изготовленных в эпоху ампира, – настолько архитекторы и мебельщики этого периода любили девушек в туниках.

    Консоль, 1800-е, Россия, Государственный Эрмитаж.

    Консоль, 1800-е, Россия, Государственный Эрмитаж.

    Лавровый венок

    Лавровый венок – универсальный символ триумфа, победы и власти. Имперский стиль, конечно же, не мог не воспользоваться таким понятным образом. 

    Деталь орнамента чайного сервиза Наполеона I и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Деталь орнамента чайного сервиза Наполеона I и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Изображая лавр, художник всегда имел в виду императора. Александра I предпочитали увенчивать “портретно”. А Наполеона узнавали даже по пчеле.

    Шпалера “Портрет Александра I”, Франция, 1812–1816, Государственный Эрмитаж.

    Шпалера “Портрет Александра I”, Франция, 1812–1816, Государственный Эрмитаж.

    www.admagazine.ru

    Стулья : Стул "Ампир"

    О продукции ОРИМЭКС

    gruppa-konsul-senatorНаша продукция выполнена исключительно в наилучших традициях немецкого и итальянского дизайна, при этом стоит гораздо дешевле европейских аналогов.

    Основным отличием является тот факт, что оримэкс столы и стулья изготовлены не из березы, бука или гевеи, а только из качественных массивов дуба. Как известно, древесина дуба трудна в обработке, однако она обладает лучшей прочностью и благородной структурой. Благодаря современной технологии обработки древесины и качественной сборке наша оримэкс мебель надежна и долговечна.

    Для создания прочного защитного покрытия мы используем только качественные красители и лаки марок «Oli-Lacke» и «Icsam». На всю продукцию нанесено влаго- и термостойкое лакокрасочное покрытие. Цветовая палитра включает в себя 18 тонов: «золотой дуб», «светлый дуб», «беленый дуб», «беленый дуб – серебро», «беленый дуб – бронза», «темный дуб», «стандартный дуб», «орех», «грецкий орех», «итальянский орех», «орех кракелюр», «слоновая кость», «слоновая кость + патина», «красное дерево», «вишня», «слоновая кость + орех», «венге» и «венге + серебряная патина».

    Вся продукция прошла проверочные испытания и полностью соответствует ГОСТу. Гарантийный срок обслуживания для стульев составляет 18 месяцев, для столов – 1 год.

    Рекомендации по эксплуатации и уходу за мебелью

    Чтобы надолго сохранить эстетические и эксплуатационные качества мебели оримекс нужно соблюдать правила ухода и эксплуатации и условия ее хранения.
    • Мебель должна эксплуатироваться в крытых, хорошо отапливаемых помещениях при t от +5 до +50 °С. При этом относительная влажность воздуха должна быть в районе от 50 до 70%.
    • Не следует устанавливать мебель возле сырых или холодных стен или, наоборот, вблизи источников тепла (обогревателей, каминов, радиаторов).
    • Не надо на поверхность мебели ставить горячие предметы без специальной теплоизоляционной прокладки.
    • Если на поверхность мебели случайно попала химически активная жидкость, ее надо сразу же удалить чистой сухой тканью.
    • Лакированную поверхность протирают от пыли только сухой мягкой тканью (например, миткалем или фланелью).
    • Периодически освежайте лакированную поверхность мебели специальными средствами.
    • Нельзя чистить мебель содой, пастой, порошками и прочими абразивными материалами, не предназначенными для ухода за мебелью

    Основные рекомендации по устранению пятен и уходу за тканью

    gruppa-stol-sparta-kv-i-stulya-rioФлок. Пятна от кофе, шоколада, чая, красного вина или кетчупа можно легко убрать с помощью чистящих средств с водной основой. Следы шариковой ручки, губной помады или жира удаляются при помощи сильнодействующей смеси из воды и спирта (перемешивают спирт и воду в пропорции 1:10). Жидкие пятна убирают, предварительно промачивания их хорошо впитывающими материалами: бумажной салфеткой, куском хлопковой ткани или губкой. Чистить пятно надо легкими круговыми движениями. После чистки дать пятну высохнуть естественным способом или просушить феном, удерживая его на расстоянии 15-20 см. Чтобы восстановить первоначальное расположение ворсинок используйте мягкую сухую щетку (после полного высыхания).

    Шенилловые изделия. Сухой воск от свечи раздробляют, соскребают и собирают пылесосом. Оставшееся пятно накрывают салфеткой и проглаживают. Жевательную резинку накрывают кубиками льда, помещенными в пакет, и соскребают тупым предметом. Пятна от кофе или шоколада устраняют при помощи раствора мягкого мыла. Пятна от пива устраняют раствором уксуса, а от красного вина – солью. Пятна белого вина устраняют при помощи ткани, промоченной в спирте.

    Жаккардовые изделия чистят при помощи сухой тряпки. Пятна удаляют мягкой губкой, промоченной мыльным раствором. Химчистка и отбеливание строго запрещаются.

    Если нужно очистить искусственную замшу от пятен чая, кофе, шоколада, красного вина или кетчупа, используйте средства с водной основой. Следы жира, шариковой ручки или губной помады устраняют с помощью раствора из спирта и воды (пропорции 1:10). Восстановить ворс можно при помощи мягкой губки или щетки после полного высыхания.

    Изделия из искусственной кожи не нуждаются в особом уходе. Смачивают ватный тампон или мягкую губку раствором моющего средства, специально предназначенного для стирки шелковых, шерстяных и синтетических изделий, и протирают поверхность. Температура раствора должна быть 40-50 °С. Не допускайте намокания изнаночной стороны кожи. Увлажните мягкую тряпочку и удалите остатки моющего раствора. Образовавшийся избыток влаги снимите кусочком хлопчатобумажной ткани.

    www.rimi-kuhni.ru

    примеры оформления, фото – Rehouz

    Стиль ампир зародился во Франции во времена правления Наполеона Бонапарта и явился вершиной классицизма. В переводе с французского «ампир» означает «империя», и это название как нельзя лучше характеризует данное направление. Имперская роскошь, помпезность и торжественность – отличительные черты этого стиля в интерьере.

    ампир в интерьереСтиль ампир в интерьере

    ≡ Содержание:

    Ампир в интерьере: особенности стиля

    За основу ампира были взяты архитектурные и стилистические традиции древнейших государств: Египетского, Древнегреческого и Римской империи. Колонны, фрески, арки, барельефы, богатая лепнина, потолочные бордюры, пилястры – все это заимствованные античные элементы, ставшие неотъемлемыми украшениями интерьеров в стиле ампир. Военная символика на стенах: щиты, мечи, шпаги и доспехи символизируют величие и доблесть, а фамильные гербы – преемственность семейных традиций.

    Характерными чертами стиля ампир являются:

    1. Соблюдение симметрии.
    2. Художественная утонченность.
    3. Торжественная парадность.
    4. Монументальность.
    5. Обилие элементов декора.

    Ампир уместен в интерьере просторных помещений с большими окнами и высокими потолками. Вряд ли этот стиль подойдет для оформления тесных квартир, неспособных передать весь его пафос, величие и монументальность, заложенные изначально.

    ампир в интерьере фотоСтиль ампир в интерьере фото

    Имперский стиль придает помещениям официальный и одновременно торжественный вид, поэтому чаще всего его используют для оформления кабинетов высокопоставленных деятелей, помещений театров, государственных и других официальных учреждений.

    Отделка и материалы

    Оформление помещений в этом стиле предполагает использование натуральных дорогих и качественных материалов, символизирующих роскошь и великолепие. К ним относятся ценные породы дерева, мрамор и другие натуральные камни, хрусталь, серебро, позолота, бронза.

    стиль ампир в интерьере

    • Напольные покрытия интерьеров этого стиля – паркет из дорогих пород дерева со сложным рисунком, плитка из камня или мраморная мозаика.
    • Стены изначально декорировались шелком и парчой. В современных помещениях допускается оклейка фактурными обоями, имитирующими богатые ткани.
    • Потолки окрашиваются в традиционный белый или цвет слоновой кости.
    • Мебель – массивная, тяжелая, с изысканным декором, изготовленная из благородных пород дерева (орех, красное дерево, карельская береза).
    • Допускается использование насыщенной цветовой гаммы в сочетании со спокойными оттенками и акцентами в виде позолоты.

    Отделка и мебель должны привносить в интерьер шик и создавать атмосферу респектабельности и грандиозной пышности. Возможно, в угоду этому придется пожертвовать комфортом, и мебель этого стиля не будет отличаться удобством. Характерной особенностью предметов мебели в стиле ампир является наличие декора в виде архитектурных элементов и мифических существ.

    ампир в интерьере. мебель

    Имперский декор: богатство и изысканность

    Не менее важным элементом, чем предметы мебели и отделка, является декор. Именно он придает интерьеру законченный и целостный вид. Элементы декора также должны соответствовать имперскому стилю и отличаться роскошью и великолепием. Это могут быть:

    • мраморные, серебряные или позолоченные шкатулки и подсвечники;
    • зеркала в массивном бронзовом или позолоченном обрамлении;
    • изящная фарфоровая посуда;
    • часы из дерева или бронзы;
    • картины в позолоченных рамах;
    • вазы из дорогих материалов;
    • античные статуэтки.

    ампир в интерьере. декорКартины могут изображать батальные сцены или важные исторические события. В качестве светильников для интерьеров стиля ампир как нельзя лучше подойдут массивные хрустальные люстры и бра с бронзовыми канделябрами и имитациями свечей.

    ампир в интерьере гостинойАмпир в интерьере гостиной

    Окна в таких помещениях оформляются коваными карнизами, гардинами из легких тканей и многослойными тяжелыми шторами с драпировками, широкими складками, ламбрекенами, кистями и бахромой. Актуален пурпурный цвет портьер с золотой отделкой, что соответствует императорским оттенкам.

    ампир в интерьереТоржественность и помпезность стиля ампир делают его уместным в интерьерах, которые должны выглядеть респектабельно: резиденциях политиков, кабинетах руководства банков и солидных кампаний, фешенебельных гостиницах.

    Стиль ампир в интерьере — фото:

    ампир в интерьере ампир в интерьере кухни ампир в интерьере кабинета ампир в интерьере - мебель ампир в интерьере кабинета

    Дизайн интерьера в стиле ампир — видео

    + Похожие стили:

    rehouz.info