Гаэтано Пеше: первооткрыватель «эмоционального дизайна». Гаэтано пеше кресло


«Если при взгляде на стул люди улыбаются — это прогресс» — HomeGuide.ru

Как основоположник «эмоционального» дизайна своими работами стремится разбудить человеческие чувства и сделать жизнь «не только удобной, но и радостной».

Итальянец Гаэтано Пеше считается одной из самых культовых фигур мирового дизайна, основоположником «эмоционального» и «поведенческого» дизайна. В его работах особая чувственность, всегда — присутствие некоторой доли провокации и часто — политического подтекста.

Ирония провоцирует ощущения. Если при взгляде на стул люди улыбаются — это прогресс, потому что стул перестает быть просто удобным для сидения предметом мебели. Дизайн теперь не только вопрос комфорта, он превратился в развлечение, в способ думать и выражать себя. Современного человека со всех сторон одолевают проблемы, и если мы сможем привнести в нашу жизнь больше радости, больше ярких цветов, больше чувственности, определенно мы станем счастливее.

Диван Nubola для Meritalia

Диван La Fiorita для Meritalia

Кресла Montanara для Meritalia

Пеше родился в 1939 году в городе Специя, изучал архитектуру и промышленный дизайн в Венецианском университете. Первым настоящим успехом, принесшим ему мировую известность, стала работа над серией кресел UP в 1969 году. К имевшему женские очертания надувному креслу Гаэтано прикрепил мяч на веревке — своеобразную подставку для ног.

Это дизайн, в котором я выразил свой взгляд на женщину: поневоле она является пленницей себя — своих желаний, переживаний, темперамента. Мне понравилась идея придать креслу форму женского тела с мячом у ног. Это традиционный образ пленника. В данном случае кресло — женщина, а мяч — гиря её внутреннего мира, которая не дает ей стать свободной.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

В 2000 году компания В&B Italia выкупила авторские права на серию UP у Гаэтано и начала производство кресел под названием UP 2000. В честь этого события была запущена серебряная версия.

Творческий метод Гаэтано как дизайнера отличается использованием богатой цветовой палитры, активным применением синтетических материалов: пенополиуретана, пластика, силикона в сочетании с деревом, металлом и папье-маше. Пеше любит недорогие материалы.

Коллекция Gli Amici для Meritalia

Диван Tramonto a New York для Cassina

Кресло и пуф из серии Senza Fine для Meritalia

Традиционная мебель несет в себе такие несомненные ценности, как удобство, комфорт и практичность. Мои же предметы помимо перечисленного несут некое послание — чувство, которое передается владельцу. Нетрадиционная мебель позволяет людям раскрыться, в ней заключен… контакт, ощущения. Предметы должны улучшать нашу жизнь, добавлять ей больше тепла, больше цвета, больше эмоций. Мне кажется, чем больше этим наделен предмет, тем лучше для всех нас.

Кресла Shadow и стол Tavolone для Meritalia

Кресло Poltrona naso

Кресло из серии Senza Fine для Meritalia

Кресло из серии Senza Fine для Meritalia

Диван Insieme для Meritalia

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

В серии Nobody’s perfect он спроектировал предметы интерьера одинаковой формы, но разного состава и цвета, объяснив это желанием «показать, что никто в мире не может создать совершенный предмет идеальной формы или краски».

Да и не бывает ничего идеального. Достоинство каждого предмета — в его ошибках. А достоинство коллекции в целом — в том, что все вещи по-своему красивы».

Стол America для выставки Design Miami 2012

Стол America и стул Jefferson для выставки Design Miami 2012

Стол America и стул Jefferson для выставки Design Miami 2012

Стол Portrait

Стол Portrait

Стол La Distesa из коллекции L'Abbraccio для LeFablier

Стул Diversity

Настольная лампа Friend

Лампы Silicone и Ghost

Люстра Mediterraneo для Swarovski

Люстры Mediterraneo для Swarovski

1 / 11

2 / 11

3 / 11

4 / 11

5 / 11

6 / 11

7 / 11

8 / 11

9 / 11

10 / 11

11 / 11

 

Сейчас Пеше живет в Нью-Йорке, регулярно читает лекции в университетах Америки и Европы. Его работы выставляются в музеях Нью-Йорка, Парижа, Турина и Монреаля. Он продолжает творить и сотрудничает со многими компаниями, среди которых Cassina, B&B Italia, Bernini, Venini и Meritalia.

К примеру, в 2013 году на выставке iSaloni была презентована новая коллекция ваз Venini, в которой принял участие и Пеше с серией Bauta. Баута — название одной из самых популярных венецианских масок. Её очертания угадываются в оплывших контурах ваз. Черты некогда привычной маски исказились, поскольку традиции прошлого изменяются со временем. Цвета — зеленый, фиолетовый, голубой и черный.

1 / 2

2 / 2

Годом ранее Гаэтано Пеше создал коллекцию столов-водоемов Waterscape Tables. За основу проекта он взял снимки разных водоемов, сделанные с высоты 10 тысяч метров, и с помощью пенопласта, смолы и силикона сымитировал поверхность моря, океана, реки, лагуны, пруда и озера. Для большей реалистичности дизайнер украсил столы разными аксессуарами: причалами, прибрежными валунами, деревьями и островами.

1 / 12

2 / 12

3 / 12

4 / 12

5 / 12

6 / 12

7 / 12

8 / 12

9 / 12

10 / 12

11 / 12

12 / 12

Кстати, Пеше известен не только, как предметный дизайнер. В 2003 году, к примеру, он создал инсталляцию «Московская комната» в рамках специального проекта Миланского мебельного салона. Своей работой он представил, какой могла бы быть комната в отеле в столице России, если бы в ней максимально ярко были выражены индивидуальность Москвы, её природа и энергетика.

Я создавал «Московскую комнату» с наслаждением. Это, пожалуй, единственная комната, в которой я сам хотел бы остановиться. Она очень радостная и оптимистичная. И очень сексуальная.

А в 2015-м был построен первый объект по проекту Гаэтано Пеше в России — клубный дом Waves с крытым бассейном, сауной, тренажерным залом, массажным кабинетом, комнатой отдыха и игровой зоной для детей в коттеджном поселке «Медовое» под Петербургом.

1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Рекомендовать друзьям

homeguide.ru

Gaetano Pesce. Гаэтано Пеше | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) — архитектор, педагог и теоретик, один из самых ярких и последовательных представителей арт-дизайна, основоположник «эмоционального» и «поведенческого» дизайна. Его работы, соблюдая номинальные правила утилитарного служения человеку, на самом деле отдают пространству свою особую гармонию, энергию, эмоцию, что переводит их в плоскость произведений искусства.

 

«Я верю, что хороший дизайн — это комментарий сегодняшней жизни. Это не просто выражение формы и стиля, а то что происходит в каждодневной жизни. Это комментарий реального мира».

 

Несмотря на ясность и своеобразную гладкость творческой карьеры Пеше, его безоговорочное признание во всем мире, фигура мастера все же окружена аурой загадочности, свойственной явлению, которое по масштабам превосходит свое время, а потому не может быть в полной мере понято и оценено современниками. Помимо безусловно высочайшего профессионального уровня работ Пеше, их своеобразной классичности, объективные основания для такого восприятия коренятся в особом, типе художественного сознания и художественного поведения Пеше.

 

Его творчество — своего рода абсолютный, идеальный образец артдизайна, реализующий предельный исторический и типологический смысл этого феномена: это не просто аналогия или подражание Большому искусству, но полноправное наследование его основополагающих принципов. 

 

Прежде всего, Пеше абсолютно чужд авангардистскому синдрому непрестанного говорения и манифестирования, для которого типична необязательность мысли или ее тавтологичность. Гаэтано Пеше отличает строгая выверенность, отточенность концептуальных высказываний. Характерная особенность творчества мастера — поразительно малое число доведенных работ (из нежелания увеличивать «белый шум» современной культуры, по собственным словам Пеше), каждая из которых долго, неторопливо и сосредоточенно взращивается до уровня шедевра и противостоит истеричной энергетике «производства культуры» в наши дни.

 

Кроме того, своеобразная интравертность и добровольное аутсайдерство исключили не только превращение авторского стиля Пеше в расхожую стилистику, но и формирование слоя учеников-эпигонов (при всей социально-художественной и педагогической активности Пеше, концептуальной и формально-пластической мощи его творчества, способной питать не одну группу и направление). И наконец, для Гаэтано Пеше характерно полное равнодушие к столь привлекательной для многих его соратников роли менеджера культуры.  

 

Все это свидетельствует о решительном нежелании Пеше включаться в коммуникативно-производственную активность постмодернистской проектной культуры, об отказе безостановочно тиражировать в многочисленных отражениях свой образ и торговать им. Эти качества ставят его в один ряд с наиболее загадочными фигурами итальянского дизайна и итальянской архитектуры, как, например, И. Гарделла и К. Скарпа, то есть с теми, кто в наиболее чистом виде воплощает национальный идеал, своего рода мифологему творческой личности в Италии — «абсолютного художника», Маэстро, аристократа духа.

 

Пеше, с его искренней душевной и духовной включенностью в постмодернистский Вавилон, демонстрирует, насколько эта мифологема далека от подменившей ее в Новое время пародии — фигуры Мэтра, высокомерного и отрешенно-равнодушного академического небожителя. В отличие от подобного напыщенного Олимпийца, Пеше пребывает не в разреженной атмосфере горнего эстетического культа, но дышит густым, насыщенным воздухом дольней, живой культуры, не пропуская ни одного из земных событий и приключений. Но в то же время, в отличие от рядового жителя земли, он оказывается неподвластным суете обыденности, умея поднять культурный быт до бытия культуры, сиюминутное до метаисторического.

 

Трудно найти в современной проектной культуре мастера, который сумел бы извлечь из сумятицы постмодернистского культурного быта, из таких его «низких» реалий, как рынок, производство, технология, массмедиа, суетливая конъюнктурная деловитость и синдром всеобщей купли-продажи, столь величавый, даже культовый проектно-художественный космос, звучащий гулом бурлящей подземной лавы; сумел бы сообщить дизайну такой царственный аристократизм, явив непреложность благородства его «художественных кровей», как это сделал Пеше. Его поэтика сопоставима разве что с неотмирной монументальностью Этторе Соттсасса и, в более широком культурном контексте, с онтологической грандиозностью художественной мысли П. Пазолини.

 

Совершая своеобразную возгонку культурного обихода, Пеше реализует одну из фундаментальных метафор художественного творчества — метафору путешествия, странничества. Это творческое поведение, движимое обобщенным любопытством туриста и бескорыстной страстью к перемене мест бродяги, инстинктивной необходимостью перемещения номада и истовым поиском смысла странника-скитальца, целеустремленностью паломника, знающего путь, и тайноведением проводника, путь указывающего. Творческий путь Пеше почти буквально воспроизводит символическую парадигму жизни Артиста: он есть не прекращающееся путешествие по странам и континентам, по культурному и духовному ландшафту современности.

 

Это вечное странствие («Пешепутешественник» и «проблема границ» — сквозные сюжеты творческой жизни мастера), его мотивы и его цели составляют одну из главных загадок для тех, кто берется разгадать Пеше.

 

Экзистенциальный опыт такого путешествия составляет суть пластической темы всего творчества Пеше. Его проектирование — это своего рода эпос, преображающий мерцающую и фонящую неразбериху, суматоху и столпотворение постмодернистского периода в монументальный образ энергетической пульсации. В художественном мире Пеше происходит непрестанное превращение хаотичной, бесформенной витальной лавы в твердую породу культуры, непрочной и скоротечной земной материи — в надежную опору. И, наоборот, опоры и ориентиры, мнящиеся ограниченному уму неколебимыми, непрестанно возвращаются в первозданное состояние бесформенного смешения. Этот создаваемый Пеше образ парадоксальной взаимообратимости энтропии и пассионарности можно считать одним из самых выразительных воплощений современного культурного сознания, ищущего онтологическое оправдание своему отраженному бытию.

 

Гаэтано Пеше родился в 1939 году в городе Специя (Италия). В 1959 — 65 изучал архитектуру и промышленный дизайн в Университете Венеции. С 1962 года занимается проектированием мебели (для Cassina, B&B Italia, Bernini, Venini, Meritalia и др.). Жил в Падове, Венеции, Лондоне, Хельсинки, Париже, с 1980-го года живет в Нью-Йорке. Выступает с лекциями во многих университетах Америки и Европы, в том числе в институте Cooper Union в Нью-Йорке и в Институте архитектуры Страсбурга.

 

Первый успех и международную известность в 1969 году ему принесло пенополиуретановое кресло Up 5 для C&B Italia. Спроектированная Пеше в 1969 году серия состоит из семи изделий различных размеров, обтянутых особым материалом. Их антропоморфические формы остаются неизменными и спустя 30 лет после своего появления. Самое знаменитое из этой серии, ставшее истинным эталоном — кресло «UP 5» или «Donna» — полиуретановое кресло, повторяющее антропоморфные формы богини плодородия. Круглый мяч, одновременно служивший пуфом и подставкой для ног, прикреплялся к креслу шнуром и отлетал при ударе на небольшое расстояние.

 

«Это дизайн, в котором я выразил свой взгляд на женщину: поневоле она является пленницей самой себя. Мне так понравилась идея придать креслу форму женского тела с мячом у ног… Это традиционный образ пленника». Работая над созданием серии «UP», Пеше содействовал изучению функциональных качеств полиуретана: были проведены исследования полиуретана в соответствии с особенностями производства антропоморфных форм. Изготовленные целиком из полиуретана без какой-либо жесткой конструкции, кресла «UP» упаковывались под давлением и поступали к потребителю в сплющенном виде, но при вскрытии упаковки начинали на глазах обретать форму и объем, подвергая людей в состояние веселой жути. Одновременно это и вариант «открытой формы», характерной для программированного кинестического искусства.

 

Презентация серии «Up» стала одной из легендарных акций арт-дизайна 1960-х. Реклама «Up» являла собой следующую картину: на фоне седых скалистых гор расположились семейство кресел, манекенщицы-эльфы в черных трико и черных шапочках или белых трико и белых париках, и над всем этим радужным миром нависала огромная ступня, специально спроектированная Пеше.

 

В 50-е годы функциональный дизайн находился в глубоком кризисе. Гаэтано Пеше одним из первых предложил дизайнерам быть проще и относиться к создаваемым объектам как к взрослым игрушкам. Это и превратило недавнего выпускника Венецианского университета в мировую знаменитость. Сразу же попав в разряд классики итальянского дизайна, серия «UP» стала своего рода эмблемой триумфального прорыва «итальянской линии» сквозь заслоны академического «хорошего дизайна».

 

В 2000 году В&B Italia выкупила авторские права на серию «UP» у Гаэтано Пеше и возобновила ее производство, но уже под названием «UP 2000». Комплект мебели, как и раньше, включает семь объектов, в том числе огромную декоративную ступню. В новой серии кресло «UP 5» окрашено в черный, красный, желтый, глубокий фиолетовый и серый цвета.

 

В 1972 году на нью-йоркской выставке «Италия: новый ландшафт» Пеше представил проект гипотетического подземного города, якобы возникшего в «Период великого загрязнения» после 2000 года и откопанного археологами где-то в 3000 году. Дизайн Пеше выражает его собственную точку зрения на жилую среду и основан на концепции зонированного жилого ландшафта, тревожной и зловещей архитектуры как нового средства отрицания. В причудливой стереометрии фантастического города выразились модные в то время черты экзистенциализма. Пеше становился дизайнером-экзистенциалистом, воплощавшим в предметах психологизм утопии, человеческие чувства: беспокойство, тревогу, желание смерти, страх. Идеи Пеше не иссякают до сих пор. Среди его работ — «Органическое здание» в Осаке (1990), галерея Mourmans в Кнокке-Зут (1994) и оформление Дворца изящных искусств в Лилле (1996). Себя и тех, кто начинал работать вместе с ним, он называет «сумасшедшими архитекторами».

 

Один из проектов Пеше — «Московская комната». Впервые эта инсталляция была показана на Миланском мебельном салоне 2002 года в рамках спецпроекта с участием 10 крупнейших дизайнеров и архитекторов мира. Каждый из них представил «комнату в отеле» в одной из десяти мировых столиц. Задача у объектов была одна — максимально выразить индивидуальности и природу города. Куратор акции, американский дизайнер Адам Тиани, сказал: «Пеше - художник с буйной, избыточной фантазией. Он отлично сумел выразить яркий характер Москвы». Стоит отметить, что и сам Пеше считает Москву «городом с огромной энергией, городом будущего».

 

В российской столице «Московская комната» Гаэтано Пеше выставлялась в наиболее органичном для нее интерьере — в легендарной гостинице «Москва», одном из лучших воплощений сталинского ар деко. Специально на презентацию этого проекта Гаетано Пеше приезжал в Москву. Это было не первое посещение Пеше России. В 1958 году он приезжал в Москву, чтобы своими глазами посмотреть на коммунизм. Как и следовало ожидать, Гаэтано Пеше уехал разочарованным в социалистических идеалах пост-сталинского СССР. Создатель инсталляции «Московская комната» считает, что дух российской столицы как нельзя лучше передаст орнамент из значков «Серп и Молот» — красных на белом фоне — в качестве напольного покрытия. А также силиконовые лампы в форме луковиц церквей; диван, состоящий из «мужского торса» и «женской спины»; покрывало, изображающее карту Москвы, с вкраплениями фотопортретов Путина и Сталина; красные стены; «подтаявший» пол, испещренный изображениями серпа и молота; веселенький унитаз с аксессуарами в форме женских губ. «Я создавал «Московскую комнату» с наслаждением. Это — единственная комната, в которой я сам хотел бы остановиться. Она очень радостная и оптимистичная. И очень сексуальная». Инсталляция Пеше произвела настоящий фурор и почти единодушно была признана самой удачной.

 

Сейчас Пеше живет в Нью-Йорке. Его работы выставляются в таких музеях как Museum of Modern Art, Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке; Musee des Arts Decoratifs и Centre Georges Pompidou в Париже; Museo d'Arte Moderna в Турине; Keski Suomen Museum в Хельсинки; Centre Canadien d'Architecture и Musee des Arts Decoratifs в Монреале.

 

Все дизайнерские работы Пеше отличаются особой чувственностью, присутствием некоторой доли провокации и, часто, политического подтекста. Творческий метод дизайнера характеризуется использованием богатой цветовой палитры, активным применением синтетических материалов - пенополиуретана, пластика, силикона - в сочетании с деревом, металлом и папье-маше, развитием на практике теории «poorly made» (создание дизайнерских объектов из дешевых материалов — папье-маше, макулатуры и т.д). Гаэтано любит создавать серии, главная цель которых — подчеркнуть индивидуальность каждого экземпляра, «непохожесть» его на другие объекты той же серии, например в серии «Nobody s perfect» предметы одинаковой формы созданы из платика разного состава и цвета. Об этой серии дизайнер говорит: «Я старался показать, что никто, ни один дизайнер не может создать совершенный предмет идеальной формы или окраски. Достоинство этой коллекции — в ошибках. Суть этой коллекции в том, что все вещи по-своему красивы».

 

«Fish Design» — многоплановая, разносторонняя коллекция предметов для дома. Для самого Пеше это, по его выражению, «новое волнующее приключение».

 

Эластичные резиновые вазы и браслеты, по его замыслу, должны вносить в жизненное пространство позитивные эмоции и добрый юмор. В этой серии ярко проявилось стремление дизайнера уйти от стандарта, выразить в вещах все многообразие мира: его чувственность, его красоту и даже его дефекты. Философия «Fish Design» строится на непредсказуемости: особенность состоит в том, что в результате смешения жидкостей всегда получается новое, неповторимое изделие. Это дает возможность бесконечного варьирования. Поэтому все предметы гарантированно уникальны в своем роде.

 

«Традиционная мебель несет в себе такие ценности, как удобство, комфорт, практичность. Мои же предметы, помимо перечисленного, несут некий message — чувство, которое передается владельцу. Нетрадиционная мебель позволяет людям раскрыться, в ней заключен контакт, чувственность. Предметы должны улучшать нашу жизнь, добавлять ей больше тепла, больше цвета, больше ощущений. Мне кажется, чем больше этим наделен предмет, тем лучше. На мой взгляд, назначение дизайна в будущем — улучшать психологическое состояние человека, делать жизнь не только удобной, но и радостной».

 

 

 

Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) на archi.ru

 

 

Использованы материалы:

 

 

famous.totalarch.com

Нонконформист Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) • Имя • Дизайн • Интерьер+Дизайн

Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce, р. 1939) — живой классик итальянского дизайна. Cегодня, в семьдесят cемь лет, ему есть, что вспомнить. Более того, он полон идей. То фраппирует публику художественными выставками, то становится героем аукционных торгов. Начинал в 1960-х. Выпускник Венецианского университета архитектуры. В разные годы выпускал коллекции для B&B Italia, De Padova, Vitra, Cassina, Meritalia. Хиты Пеше — кресло UP, напольная лампа Moloch (1970), диван NewYork Sunset (1965), Crosby Chair (1999). Пеше не только архитектор, дизайнер, но и художник.

Ваза Fuoco, полиуретан, 2007.

Он часто скучает, раздражается и критикует. Например, ему категорически не нравится, что в западном обществе принято использовать мужскую половину мозга, ту, что позволяет нам мыслить взвешенно, рационально и холодно.

Гаэтано Пеше. Проект для Allouche Gallery. Нью-Йорк.

«Мы живем не во времена ответов, но во времена вопросов. Пока творцы метались в поисках прекрасного, люди мучились от войн и эпидемий. С красотой покончено, и надо это признать». Эту горячую речь Гаэтано Пеше произносил на открытии собственной выставки в Центре Помпиду в 1996 году. Однако мир узнал о творчестве Гаэтано раньше. В 1972 году дальновидные кураторы Музея современного искусства в Нью-Йорке включили его работы в выставку Italy: the new domestic landscape. Полосатое надувное кресло Up5 и огромная металлическая лампа вошли во все хрестоматии дизайна.

Объекты Г. Пеше во дворе музея MAXXI  в Риме. Часть его персональной выставки 2014 года «Гаэтано Пеше. Время разнообразия». Кресло Up5, B&B Italia. Переиздание в дереве. Светильники Portrait, 2016 Стол Austria, Mourmans Gallery. 1996. Полиуретан, металл. Casa do Artista, проект собственного дома Г. Пеше в Бахии, Бразилия.  Кресло Up7, B&B Italia. Ботинки, колл. Fontessa, Melissa. Коллекция названа в честь младшей дочери Гаэтано Пеше. Парные браслеты, колл. Pezzi per il corpo. 2013. Диван La Fiorita, 2015. Meritalia.  Ваза Tutti Frutti, колл. Fish Design. Cтол Puddle, полиуретан, ПВХ, эпоксидная смола, резина, 2012, David Gill Gallery. Тираж — 7 экз. + 2 прототипа + 2 авторские копии.

Чтобы окончательно не впасть в мизантропию, Пеше надо перемещаться по миру. Пожил в Венеции, Падуе, Марселе, Хельсинки, Париже, Лондоне. Было время, когда три недели в месяц он проводил в Нью-Йорке. Признается, что там он осознал: хоть бизнес и часть современной культуры, он лично не может думать о деньгах 24 часа в сутки. В Москве Пеше только гостил, но посвятил ей целую инсталляцию. В 2002 году на миланской выставке был такой проект — 10 маэстро делали 10 гостиничных номеров, каждый о каком-то городе. Пеше досталась Москва. Итальянец сдерживать себя не стал, а выложил все, что думал: были там и подушки — луковичные купола, и пол с орнаментом из серпа и молота, и покрывало с картой Москвы, на которое проступали лики Сталина и Путина.

Жилой комплукс Organic Building в Осаке, проект 1989. Построен в 1993.

Ключевое событие в жизни Гаэтано Пеше состоялось в 1965-м, когда он встретился с Чезаре Кассиной, директором одноименной фабрики. Чезаре стал основным заказчиком Пеше.  

Модульный диван Notturno, Cassina. 2010. 200 экз.

Одно из их совместных усилий было посвящено 150-летию объединения Италии. 30 июня 2010 года в Турине на торгах аукционного дома Phillips de Pury продались пять столов из юбилейной коллекции Sessantuna. Пеше придумал 61 стол неправильной формы. Если их составить вместе, то получится карта Италии. Все они трехцветные — бело-красно-зеленые, как итальянский флаг. И все это — перепевы стола Sansone, который Пеше нарисовал для Cassina в 1980-м. В том же году он сделал проект офиса Chicago Tribune в Нью-Йорке — на фасаде из мутного стекла угадываются фрагменты человеческого тела.

Диван Montanara, полиуретан, обивка — хлопок, принт, Meritalia, 2009.

Выставку Гаэтано Пеше «Другая красота»  (вернисаж был приурочен к Миланской неделе дизайна 2016) курировал его друг, итальянский политик, искусствовед и коллекционер Витторио Сгарби.  Видно, что оба получали удовольствия от подготовки публичного зрелища. Старик остался верен себе — залы старинного дома на виа Сант Адреа залиты красным, синим, зеленым и желтым полиуретаном, много эпатажа, чуть-чуть секса и агрессии, громкий натужный хохот, цитаты итальянской классики. Его объекты — и красавцы, и уроды, однако рука мастера узнается всегда. А это главное, ведь больше всего Пеше не любит конформизма. Просто на дух не переносит.  

Браслет Double Coil, Fish Design. 2004. Ваза Medusa XXL, Fisch Design. 2004.

Светильник Friend, Edizioni del Pesce, Meritalia, 2014

www.interior.ru

Дизайнер Гаэтано Пеше

Часто о выдающихся людях говорят: «Он опередил свое время». И еще часто говорят, что многое, невероятно смелое даже для конца прошлого века, безнадежно устарело в век нынешний. В случае с Гаэтано Пеше первая мысль просто не может не прийти в голову, тогда как второй совершенно нет места. Еще бы: многие вещи, созданные основоположником поведенческого дизайна почти полвека назад, смотрятся восхитительно новаторскими даже в наши дни.

В 1939 году в крупном итальянском городе Специя родился ничем не примечательный мальчик; спустя 20 лет он поступил в Венецианский университет, решив посвятить жизнь промышленному дизайну и архитектуре; а еще через 10 лет имя Гаэтано Пеше прогремело на весь мир.

Функциональный дизайн середины прошлого столетия был преимущественно академичным. Строгость, формальность, рациональность… И творения Гаэтано, который позже опишет себя как «сумасшедшего» дизайнера и будет говорить об игровом начале дизайна как такового, стали восхитительным прорывом.

А предмет, ставший первым и важнейшим камнем в фундаменте репутации синьора Пеше, — это пенополиуретановое кресло Up 5, также известное как Donna. Казалось бы — как столь утилитарный предмет, как кресло, способен стать столь значимой вехой? Тем не менее, в созданном для C&B Italia кресле сконцентрировались новаторство в сфере материала, философичность и фрейдистский эротизм…

Очертания Up 5 отчетливо антропоморфичны; если конкретней, то не составляет труда увидеть в нем силуэт пышнотелой женщины, к «ноге» которой шнуром привязан шар. Садящийся человек погружается в мягкое округлое кресло и становится практически окружен им, а шар может стать и пуфом, и поставкой для ног, и мячом. Пеше говорил о Donna: «Это дизайн, в котором я выразил свой взгляд на женщину: поневоле она является пленницей самой себя».

Up — это целая серия, состоящая из семи разноразмерных предметов. Разработка серии шла параллельно с изучение свойств полиуретана, еще очень далекого от нынешней своей популярности. Одним из результатов стало крайне эффектное распаковывание кресел. не имевших жестких частей: покупатель получал плоскую упаковку, а открыв ее, наблюдал несколько пугающее превращение «блина» во внушительных размеров предмет.

Столь привычная нам сейчас вакуумная упаковка, позволяющая хранить предметы в существенное сжатом виде, в тот момент была инновационной — а полиуретан, лишенный наполняющего его поры воздуха, изменяет свой размер просто кардинально.

Спустя 31 год после создания серии Up компания В&B Italia выкупила авторские права на, фактически, легенду у создателя. Перезапущенная серия получила название Up 2000 и приобрела новые окраски.

Другое известное кресло, Feltri, было создано в 1987 году для Cassini. Полностью сделанное из плотного фетра, кресло напоминает расстегнутый корсет. Спинка выполнена из одного куска материала, и ее отогнутые края служат удобными подлокотниками, одновременно приглашая располагать их по своему усмотрению.

Есть варианты с низкой и высокой спинкой, и во втором случае человек, севший в кресло, может полностью завернуться в него. Невероятно уютный шерстяной кокон…

Кресло Feltri не только необычайно удобно, но и весьма эффектно: яркая стеганая обивка и необычный дизайн надолго привлекут внимание даже самого искушенного зрителя. А кроме двух вариантов высоты существует и множество разнообразных цветов.

Талант Гаэтано Пеше многогранен и, конечно, далеко не ограничивается креслами. В его портфолио есть огромный ассортимент эксцентричных шедевров: от ваз и до зданий. Один из наиболее известных «все в одном» образцов его творчества — «Московская комната».

В 2002 году в Милане публике был представлен спецпроект с участием 10 самых именитых архитекторов и дизайнеров мира; заданием каждому было презентовать «комнату в отеле» одной из мировых столиц, комнату, наиболее точно и полно отражающую дух города. «Московская комната» Пеше привела ценителей в восторг — и полностью заслуженно.

Молодой Гаэтано, еще даже не студент, впервые посетил Советский Союз в 1958 году. И впечатления, который он привез домой, были не самыми радужными. Оптимистичный итальянец ожидал увидеть империю в двух шагах от светлого будущего — но его взору предстало жестко тоталитарное государство…

Конечно, этот опыт нашел свое отражение в его творении много лет спустя. Так, напольное покрытие украшено орнаментом из значков «Серп и Молот». Пеше отдельно прокомментировал этот элемент, назвав его приносящим удовольствие всем, кто теперь может ходить по символике когда-то угнетавшей их махины.

Впрочем, символики здесь предостаточно: подушки и силиконовые лампы в виде церковных куполов-«луковиц», изображающее карту Москвы покрывало с лицами Сталина и Путина, броские красные стены, унитаз с сиденьем и крышкой в виде женских губ, диван из вертикально поставленного мужского торса (спинка) над лежащим спиной вверх женским телом (основание). В самой Москве, которую Пеше считает «городом с огромной энергией», инсталляция была представлена в знаменитой гостинице «Москва».

Другой известный (и, к слову, очень патриотичный) проект Гаэтано Пеше, относящийся к 2010–2011 годам и сделанный снова для Cassina, называется Sessantuna. К важной для Италии дате, 150-летию со дня ее объединения, была создана коллекция из 60 столов. Каждый из них имеет крышку в виде искаженного прямоугольника, окрашенную в цвета государственного флага.

На первый взгляд это просто несколько десятков похожих друг на друга столов, но если их составить вместе… Единая композиция представляет собой карту Италии 20×25 метров, причем с учетом неровностей береговой линии и всех островов.

Каждое творение синьора Пеше, по праву носящего звание великого дизайнера, несет частичку его мировоззрения. Мастер не раз говорил, что в дизайне его привлекает только новое, то, что открывает путь изменениям и развитию: идеи, формы, материалы…

Материалом нашего времени он считает пластик, синтетическую резину и другие достижения современной химии, а дерево, кирпич и мрамор — материалы прошлого. Резкие линии и углы Гаэтано называет мужским дизайном, тогда как будущее за мягкостью и округлостью дизайна женского. А суть дизайна как такового — приносить людям радость, дарить положительные эмоции, помогать справляться с психологическими проблемами, создавать комфорт; каждый предмет должен нести заряд эмоций.

И действительно: все, созданное основателем «эмоционального дизайна», в чем-то отличается от другого аналогичного элемента даже из той же коллекции, как чувства разных людей не могут быть абсолютно идентичными.

Каждый предмет в чем-то провоцирует зрителя, часто имеет политический подтекст. А о политике дизайнер, живший в разные годы в Венеции, Падуе, Хельсинки, Париже, Лондоне и Нью-Йорке, что уж говорить о бесчисленных стран, где он работал… о политике он всегда находит, что сказать своими шедеврами — и мы бесконечно ему за это благодарны.

 

 

barlette.ru

стул «Dalila» Гаэтано Пеше • ARTANDHOUSES

Гаэтано Пеше — заметная фигура итальянского радикального дизайна 1960–70-х годов и один из немногих героев той эпохи, кто жив до сих пор. Его главным заказчиком был Чезаре Кассина, человек, без энергии и смелости которого авангардный дизайн в Италии был бы куда менее авангардным. В 1960-е годы Чезаре Кассина возобновил под собственной маркой Cassina выпуск важнейших предметов раннего модернистского дизайна (мебель Ле Корбюзье, Макинтоша, Асплунда) и одновременно вместе с несколькими партнерами основал две фирмы, бравшие в работу самые безумные проекты тогдашних итальянских дизайнеров, — Flos и C&B (сейчас B&B Italia).

Для C&B Гаэтано Пеше спроектировал в 1962 году серию кресел «UP» из пластика, который можно сжимать. Они продаются в спрессованном виде и, когда их извлекают из упаковки, медленно расправляются. Это первый и самый известный проект Пеше, показавший, что он превосходно умеет находить практическое применение новым материалам. Однако такой подход для него нетипичен. Пеше, подобно другим дизайнерам-радикалам, скорее воспринимает себя как художника и на предметы, которые проектирует, смотрит как на критические высказывания об обществе и культуре.

Какими бы разными ни были концепции авангардных дизайнеров-шестидесятников, в одном пункте они сходятся: все они поборники свободы, в том числе свободы от стереотипов сознания. Гаэтано Пеше — враг догматизма, последовательный нарушитель границ между искусством, дизайном, архитектурой, политикой. Он не любит законченность. Его любимое качество в вещах — несовершенство.

Пеше любит использовать синтетические смолы, позволяющие создавать предметы неправильной, текущей, дышащей формы, словно переливающиеся через собственные границы. Он использовал смолу в проектах разных лет — от стульев «Голгофа» 1972 года для Bracciodiferro (еще одно предприятие Чезаре Кассины, экспериментальная студия, в которой работали Пеше и Алессандро Мендини) до коллекции мебели «Никто не совершенен» («Nobody’s Perfect») 2002 года для Quattrocchio. Этот материал лучше всего позволяет придать зримый облик той зыбкости, непроясненности, которую Пеше ценит как знак свободы.

«Dalila» — серия из трех стульев, разработанная в 1980 году для Cassina. Они сделаны из пенопласта и покрыты оболочкой из эпоксидной смолы. Серия названа именем библейского персонажа — женщины, которая мягкостью и лаской погубила непобедимого Самсона. (Кстати, в те же годы Пеше спроектировал три стола под именем «Sansone»). Эскизы дизайнера проясняют ход его ассоциаций: на них видно, как женская фигура, теряя четкость очертаний и расползаясь как тесто на опаре, превращается в кресло.

Стулья «Dalila» несколько лет были в производстве, но, кажется, в большом количестве их не выпускали. Их нельзя назвать практичными: помимо прочего, пенопласт, из которого сделаны стулья, — хрупкий материал, и вряд ли тонкая оболочка из эпоксидной смолы надежно его защищает. Спроектированные как произведения искусства, они и воспринимаются сейчас как таковые: на аукционах продаются по ценам, намного превышающим эстимейт, и хранятся в коллекциях Центра Помпиду и Художественного музея Индианаполиса.

art-and-houses.ru

Гаэтано Пеше: первооткрыватель «эмоционального дизайна»

10 июля 2017 г.

Улыбаться во весь рот, глядя на стул… Что это – психиатрический диагноз или признак чрезмерного оптимизма? «Высший пилотаж» – быть дизайнером, который создал тот самый стул, которому улыбаются люди. Что же нужно сделать с мебелью, чтобы она вызывала такую реакцию? Быть гением «эмоционального дизайна», как Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce).

Гаэтано Пеше продолжает мысль Филиппа Старка о том, что юмор делает дизайн человечным. Он говорит, что дизайн превратился в развлечение и способ выразить себя. Популярность мебели Пеше заключается в задорной детской непосредственности, которую люди утрачивают с годами. Дизайнер создаёт кресла с очертаниями женского тела, кресла-мантии и кресла-корсеты. В его коллекции есть вазы в виде оплавленных венецианских масок, столы-водоёмы и диваны-полянки. Функциональные предметы интерьера в его руках становятся ещё и чем-то вроде игрушек. Например, пуфик от кресла Up5 (1969) легко трансформируется в мячик, края кресла Feltri (1987) можно отгибать по собственному вкусу и даже заворачиваться в них, как в кокон.

Up 5

Feltri 

Столы из серии Waterscape Tables можно рассматривать вместо географической карты и воображать себя отважным лётчиком, ведь их поверхность точно скопирована с водоёмов, сфотографированных с высоты 10 тысяч метров.

Диван в форме горных вершин способен без усилий перенести взрослого человека в мысленное путешествие по крутым подъёмам и ущельям, а детям добавить новую площадку для игр.

Кажется, что фантазия дизайнера безгранична. Когда Гаэтано Пеше спрашивают: «А чем вы занимаетесь?» Он скромно отвечает: «Проектирую мебель». «А какого рода мебель вы проектируете?» − слышится в ответ. «Моего рода».

В самом начале своей карьеры Гаэтано практично решил, что для проектирования домов требуются внушительные средства, и что создавать мебель значительно проще и интереснее. Если в архитектуре есть жёсткие рамки и правила, то в вопросе с мебелью можно довольно экономично экспериментировать с самыми разными материалами и формами, не опасаясь при этом получить космический счёт за расходы.

«Каждое время должно иметь свои материалы», − считает Гаэтано Пеше. В этом контексте нельзя вновь не вспомнить Филиппа Старка, поклонника новых материалов. Старк восхищается пластиком, называя его современным, удобным и главное – доступным. А в 60-е годы прошлого столетия Гаэтано Пеше восхищался пенополиуретаном, который принёс ему колоссальную известность. Кресло Up 5, сделанное из этого материала, словно Энди Уорхол, стало символом эпохи поп-арта и легендой 60-х.

Что особенного было в этом кресле? Анатомическая форма, провокационный дизайн, красивая легенда о пленённой женщине (кресло по идее символизирует женщину-пленницу) и, конечно, интересная упаковка. Все взрослые обожают стильно завёрнутые «конфеты». Пенополиуретан позволял творить волшебство не выходя из дома. Так как он на 90% состоит из воздуха, то при правильном обращении с ним можно «показывать фокусы». Гаэтано Пеше придумал трюк: откачать весь воздух из изделия, поместить его в плоскую вакуумную упаковку и доставлять заказчикам в таком виде. Представляете, вы заказали большое кресло, а вам доставили тонкую плоскую коробочку и утверждают, что кресло находится внутри неё. Эффект был оправдан: в течение часа прямо на глазах восхищённых зрителей кресло приобретало форму и объём. Конечно, Up 5 было не только «красочным шоу», но и ещё невероятно удобным «сидением», с практичным пуфиком-подставкой. Для тех, кто не смог оценить его достоинства в 60-е, компания B&B Italia сделала подарок: выкупила права и выпустила на рынок обновлённую версию под названием Up 5 2000. Кстати, кресло и в XX, и в XXI веке продавалось в комплекте с ещё 4-мя удобными предметами: пуфиками и диванчиком.

Дизайнер говорит, что в проекте Up 5 смог выразить свой взгляд на женщину. Впрочем, Пеше не заставляет людей разгадывать смысл его метафор. «Меня не волнует, понимают ли люди идею, которой я наделил стол, стоящий у них в гостиной. Главное, чтобы он им нравился», − сказал он однажды. Предметы интерьера должны улучшать жизнь, добавлять чувств и эмоций, считает дизайнер. Кстати, он не любит покупать мебель. В его нью-йоркской квартире, например, её очень мало − там стоят лишь несколько изделий, которые мастер спроектировал сам.

Дизайнер позволяет своей мебели быть несовершенной, с изъянами, неподходящими цветами. Он даже выпустил отдельную коллекцию Nobody’s Perfect (2002) с неидеальной, но дорогой дизайнерской мебелью. Такой подход заставляет покупателей переосмыслить модный сейчас перфекционизм и завышенные требования к себе. Мебель Пеше будто живая – со своими «шероховатостями», изюминкой, характером и стилем. Эмоциональный дизайн в чистом виде!

Nobody’s Perfect 

Читайте также:

Рон Арад: всё дело в шляпе

Мартино Гампер: «Дизайн – это состояние души»

Марсель Вандерс: человек и бренд 

www.berlogos.ru

Офисная мебель и всё вокруг неё

Глядя на этого солидного и степенного мужчину, трудно поверить, что именно он создал этот забавный диван. Но это — далеко не самая необычная вещь из всех предметов, которые он придумал.

Как сказал ещё в середине семидесятых годов прошлого века один журналист в статье, посвящённой этому итальянскому дизайнеру, если мебель эротична, то в девяноста случаях из ста, её создал Гаэтано Пеше. В этой фразе раскрыта одна из отличительных черт работ Пеше — все они необыкновенно чувственны. По-другому и быть не может — ведь именно Пеше является одним из основоположников, так называемого, «эмоционального» направления в современном арт-дизайне. Созданные им предметы не только выполняют своё функциональное назначение, но и придают окружающему пространству гармоничное наполнение. По сути своей, они являются произведениями искусства, которые создают вокруг себя особую ауру и энергетику.

Гаэтано Пеше появился на свет в Италии (город Специя), случилось это в 1939 году. Когда ему исполнилось 20 лет, он поступил в Венецианский университет, где изучал архитектуру и промышленный дизайн. Карьера дизайнера началась для Пеше с 1962 года. За пятьдесят лет своей профессиональной деятельности он поработал с крупнейшими мировыми брендами, среди которых B&B Italia, Bernini, Cassina, Meritalia, Venini и многие другие. Нестандартным подходом к внешнему виду мебели, а самое главное — к её философско-чувственному содержанию, дизайнер уже в скором времени завоевал большую популярность.

В мире Гаэтано Пеше при разводе можно разделить всё, вплоть до мебели. Вот так, например, по мнению дизайнера, выглядит супружеская кровать…

…а так — кровать холостяка.

Первую известность Гаэтано Пеше получил после создания своего знаменитого кресла Up5, придуманного им для компании C&B Italia. Сделанное целиком из пенополиуретана, и не имеющее жесткого каркаса, кресло Up5 имеет ярко выраженную форму тела сидящей женщины. В единой композиции с креслом — мяч, привязанный к нему. По признанию самого дизайнера, так он выразил свой взгляд на судьбу женщины, которая в современном мире вынуждена быть пленницей самой себя — своих желаний, переживаний, темперамента. Круглая гиря, привязанная к ноге человека — традиционный образ пленника. В данном случае кресло — женщина, а мяч — гиря её внутреннего мира, которая не даёт ей стать свободной.

Не имеющие в своей конструкции жесткого каркаса, для экономии места кресла UP упаковывались под большим давлением, и в не разобранном состоянии имели сплющенный вид. После того, упаковка вскрывалась, они самостоятельно принимали свою постоянную форму, буквально «вырастая» на глазах у изумлённого покупателя.

В 2000 году, спустя почти полвека после его первого появления, кресло UP снова было запущено в серийное производство, на этот раз компанией В&B Italia. Теперь можно приобрести изделие различных цветов: черного, красного, желтого, фиолетового и серого.

Помимо дизайна мебели, Гаэтано Пеше занимается также проектировкой зданий, обуви, цветочных горшков.

Мягкая мебель от Пеше может быть похожа на что угодно, но не на мебель. Вот диван — Нью-Йорк…

… а это — Гималайские горы…

… кресло с «воротником»…

… модульная софа, словно собранная из отходов, полученных при производстве текстиля...

… а этими «кубиками», наверное, играет какой-то огромный малыш.

Каркасная мебель в исполнении Пеше так же весьма причудлива. Для того чтобы увидеть в целующейся паре шкаф…

…а в голове — стеллаж, нужна безудержная фантазия.

А как вам такие стулья?

И стол это очень забавен, не правда ли?

Известен Гаэтано Пеше и как создатель уникальных интерьеров. Одна из последних работ в этом направлении — инсталляция «Московская комната», которая представила зрителям образ столицы России в интерпретации итальянского дизайнера. Эту работу публика увидела в 2002 году, в рамках специального проекта Миланского мебельного салона. Десять ведущих дизайнеров мира выбрали по одной из столиц мира, образ которой выразили в виде комнаты условного отеля.

Лампы в форме церковных куполов; диван, созданный по формуле «женская спина + мужской торс»; покрывало-карта столицы; красные стены; белый пол, с орнаментом «серп и молот»; игривый унитаз в форме женских губ — такой чувственной Москва не была ни у одного дизайнера!

Символично, что в России «Московская комната» Гаэтано Пеше выставлялась в легендарной гостинице «Москва».

Безмерная чувственность + немножко провокации, зачастую с политическим подтекстом — большинство работ Пеше создаются по такому рецепту. Сам дизайнер сказал об этом так: «Хороший дизайн  комментирует сегодняшнюю жизнь. Это реакция дизайнера на происходящее вокруг. Оттого некоторые мои работы имеют политическое прочтение. Ведь я живу в конкретном месте и времени, и у меня всегда есть, что сказать!»

blog.unitex.ru


Смотрите также